К столетию раскопок в Мачу-Пикчу: все гипотезы о назначении города инков
23.07.11 На этой неделе исполняется ровно сто лет с того дня, когда археолог
Любопытно, что, несмотря на столь солидный срок, назначение города по сей день не раскрыто. Вот имеющие смысл гипотезы на этот счёт, выдвигавшиеся за всё время исследований.
Последний город инков
Сам Бингем породил несколько теорий. Сначала он предположил, что это родина инков, а затем пришёл к выводу, что это легендарный
В обоих случаях учёный ошибся. Теперь мы знаем, что последнее прибежище находилось в Эспириту-Пампа, в 130 км к западу от столицы инков Куско. По иронии судьбы, Бингем посетил Эспириту-Пампа в том же 1911 году, но счёл поселение слишком маленьким, чтобы рассмотреть в нём легендарный город. Раскопки, проведённые в 1960-х и особенно в 1980-х американским исследователем
Бингем также предположил, что Мачу-Пикчу был храмом, посвященным Солнечным Девам — женскому религиозному ордену, который служил богу Солнца Инти. Эта теория в значительной степени основывалась на нескольких десятках скелетов, найденных при раскопках. Американский остеолог Джордж Итон показал, что почти все они принадлежали прекрасному полу.
Эту гипотезу развенчали только в 2000 году, когда
Впрочем, Итон справедливо заметил, что некоторые скелеты Мачу-Пикчу принадлежали младенцам и детям. Но вместо того, чтобы рассматривать их в качестве опровержения теории Бингема, решил, что это результаты «согрешений» святых дев.
Сейчас большинство археологов считают, что останки принадлежали слугам, которых свозили в Мачу-Пикчу со всей страны, — поварам, крестьянам, дворникам.
Царская резиденция
Г-н Верано и многие другие интерпретируют Мачу-Пикчу как виллу императора инков XV века Пачакути. Царский двор (панака) здесь расслаблялся, охотился, развлекался — порой целый год, полагает перуанский археолог Гильермо Кок.
Эта гипотеза возникла в 1980-х. Она основана на испанском документе XVI века, в котором упоминается царское поместье Пикчу, которое находилось где-то там, где нашли Мачу-Пикчу.
Реконструкция мифа о сотворении
Другие учёные полагают, что инки, строившие Мачу-Пикчу, преследовали более высокие цели. В 2009 году Джулио Мальи, астрофизик из Политехнического института в Милане (Италия), допустил, что это была уменьшенная копия мифологического ландшафта. По Мальи, Мачу-Пикчу служил местом паломничества, где верующие могли символически пережить тяжёлое путешествие, которое якобы было предпринято их предками. Если верить мифу, оно началось на берегах озера Титикака в Боливии и проходило под землей, а выход на поверхность происходил неподалёку от Куско.
Деталь мифологического ландшафта
Эту гипотезу в 1991 году
Г-н Рейнхард также отметил, что восход и заход солнца, если смотреть на них из конкретных точек в Мачу-Пикчу, аккуратно выравниваются с религиозно значимыми горами во время солнцестояния и равноденствия. Кстати, инки считали светило своим божественным предком.
«Это пример переплетения космологии со священным пейзажем — практически единственный в Андах, — говорит учёный. — Он объединяет землю и небо, которые в мыслях инков тоже были едины».
Большинство гипотез подчёркивает утилитарный или духовный аспект, но г-н Рейнхард и другие учёные утверждают, что обе идеи не обязательно исключают друг друга. «Действительно, Мачу-Пикчу похож на царскую резиденцию, но скажите мне, почему её надо было строить именно в этом месте, затрачивая такое количество усилий?» — заостряет исследователь.
Г-н Кок отмечает, что инки не проводили различия межу церковью и государством, поэтому нет ничего необычного в том, что город служил двойной цели. «Император был священной фигурой, поэтому, где бы он ни находился, это место тоже становилось священным», — говорит специалист.
Подготовлено по материалам