/ Новости сайта / Космос / Обнаружены две необычайно яркие сверхновые
23.07.2011

Обнаружены две необычайно яркие сверхновые

Участки неба до (слева) и после вспышек PS1-10ky и PS1-10awh (иллюстрация из Astrophysical Journal).

23.07.11 Телескоп из массива Pan-STARRS отыскал две ярчайшие сверхновые, которые относятся к выделенному в нынешнем году классу чрезвычайно мощных взрывов звёзд.

Об этой группе сверхновых, в которую ранее входило всего шесть объектов, мы рассказывали в июне. Их отличительными чертами называют очень высокую пиковую светимость, спектры, заметно смещённые в синюю область и лишённые следов водорода или гелия, и симметричные кривые блеска с характерным временем нарастания и спада, примерно равным 30 дням.

Теперь к группе присоединяются сверхновые PS1-10ky и PS1-10awh, зарегистрированные американскими астрономами с помощью небольшого телескопа, установленного на вершине гавайского вулкана Халеакала. Кривые блеска вспышек практически идеально повторяют друг друга, но PS1-10awh учёным посчастливилось обнаружить в тот момент, когда она только набирала яркость, а PS1-10ky была замечена уже на пике кривой. Общую энергию, излучённую во время каждого взрыва, авторы оценили в (0,9–1,4)•1051 эрг.

Спектроскопические наблюдения дуэта вспышек выполнили телескопы ММТ и «Джемини». Как сообщается, во всех снятых спектрах выделялись линии поглощения однократно ионизованного магния, появление которых обеспечивает вещество межзвёздной среды галактик, содержащих сверхновые. По этим данным учёные вычислили красное смещение для PS1-10ky и PS1-10awh, получив величины z = 0,9558 и z = 0,9084 (другими словами, наблюдая за новой парой объектов, мы смотрим примерно на 7,5 млрд лет назад). Поскольку обнаружить «родные» галактики PS1-10ky и PS1-10awh так и не удалось, можно заключить, что сверхновые находятся в карликовых галактиках с низкой металличностью (содержанием элементов тяжелее гелия).

Американцы также показали, что «классическая» схема зарождения излучения при взрыве звезды — распад синтезированных элементов 56Ni и 56Co — не воспроизводит характеристики PS1-10ky и PS1-10awh. Для моделирования таких сверхновых необходимы какие-то оригинальные механизмы — к примеру, образование на месте погибшего при взрыве светила магнетара, быстро вращающейся нейтронной звезды с исключительно сильным магнитным полем. Взаимодействие с окружающим ионизованным веществом должно замедлять вращение магнетара, что приводит к выделению энергии, которая, возможно, и делает вспышки чрезвычайно яркими.

Спектры PS1-10ky, PS1-10awh и некоторых других чрезвычайно ярких сверхновых. Время указано относительно пика кривой блеска. Чёрным отмечены предполагаемые линии углерода, кислорода, кремния и магния. (Иллюстрация из Astrophysical Journal.)

Полная версия отчёта будет опубликована в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Universe Today.

Источник: science.compulenta.ru.