Вход / Регистрация
24.11.2024, 17:30
Мачу-Пикчу в ворохе гипотез. Правильной нет
27.07.11 Недавно исполнилось сто лет с тех пор, как американский археолог Хайрам Бингем начал раскопки развалин города Мачу-Пикчу в Перу. В 2007 году "потерянный город инков" был удостоен звания "нового чуда света". А незадолго до юбилея пришло сообщение о том, что с 1 февраля 2012 года "город в небесах" будет исключен из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Такое решение было принято на проходящей в Париже 35-й сессии Комитета всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Вместе с тем комитет считает, что необходимо продолжать следить за "эволюцией этого анклава" и далее способствовать улучшению состояния города.
После получения статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО Мачу-Пикчу превратился в центр массового туризма. Несмотря на расположение в труднодоступном регионе страны, на высоте 2450 метров над уровнем моря, ежедневно сюда приходят около двух тысяч человек. Чтобы уберечь памятник, ЮНЕСКО требовало сократить количество туристов до 800 человек в день.
В канун юбилея интернет-ресурс National Geographic решил подвергнуть критическому рассмотрению пять, по их мнению, основных версий — для каких целей строился этот загадочный город, который якобы изначально планировался как религиозный, научный и политический оплот государства инков.
Первооткрыватель города Бингем высказал несколько гипотез. Первоначально исследователь предположил, что именно здесь находится родина инков, но затем пришел к заключению, что это легендарный Вилькабамба-ла-Вьеха — последний оплот инков в борьбе с испанскими конкистадорами в XVI веке.
В настоящее время господствует точка зрения, согласно которой последнее прибежище располагалось в Эспириту-Пампа, в 130 километрах к западу от столицы инков Куско. С 1960-х и до 1980-х годов в нем занимался раскопками американский археолог Винсент Ли. Оказалось, что в Эспириту-Пампа, который аборигены называли Вилькабамба-Гранде, насчитывалось от 400 до 500 зданий, а не жалких два десятка, увиденных Хайрамом Бингемом в том же 1911 году.
По предположению Бингема, Мачу-Пикчу строился как храм, посвященный Девам Солнца — женскому религиозному ордену, который служил солярному божеству Инти. В мифологии его представляли в виде солнечного диска, тройственного в едином лике, под тремя именами: Aпу Инти ("господин-солнце"), Чури Инти ("сын-солнце") и Уаке Инти ("брат-солнце"). Это отражало систему родства, где ближайшими родственниками человека считались брат и сын. Первоначально Инти был связан с тотемным почитанием птицы (к XVI веку птица играла лишь роль вестника солнца). Обоснование гипотезы о храме основывалось на нескольких десятках скелетов женщин, найденных во время раскопок.
В 2000 году Джон Верано из Йельского университета, изучив останки, пришел к выводу: мужских скелетов столько же, сколько и женских. В начале прошлого столетия еще не были известны различия между скелетом мужчины и женщины. Кроме того, Джордж Итон, который определил, что прах принадлежит женщинам, специализировался на европейских и африканских останках и был не готов исследовать скелеты жителей Анд, отличающихся небольшим ростом.
Однако Итон верно квалифицировал, что некоторые скелеты из Мачу-Пикчу принадлежат младенцам и детям. Он рассматривал их не в качестве опровержения версии Бингема, а как плоды греха "монашенок".
В настоящее время большая часть археологов придерживается версии, что останки принадлежали слугам, которых свозили сюда со всех концов страны. Часть представителей официальной науки полагает, что в XV веке Мачу-Пикчу служила загородной резиденцией императору инков Пачакути. Возникшая в 1980-х годах гипотеза базировалась на неком испанском документе XVI века, в котором упоминалась царская резиденция Пикчу, располагавшаяся неподалеку от тех мест, где нашли Мачу-Пикчу. Царская резиденция, или панака, была местом для отдыха, охоты и прочих развлечений.
В 2009 году астрофизик из Политехнического института в Милане Джулио Мальи озвучил очередную версию о том, что Мачу-Пикчу была уменьшенной копией мифологического ландшафта. Мачу-Пикчу, по его версии, служил местом паломничества, где верующие могли символически пережить обременительное путешествие, некогда предпринятое их далекими предками. Согласно мифу, дорога брала начало на берегах боливийского озера Титикака и, пройдя под землей, выходила на поверхность рядом с Куско.
Американский археолог и антрополог Йохан Рейнхард обратил внимание на то, что Мачу-Пикчу возведен на вершине горы, которая почти полностью окружена рекой Урубамба. Инки называли ее Вилькамайо — "Священная река". В 1991 году Рейнхард опубликовал книгу о Мачу-Пикчу, в которой отмечал, что восход и заход солнца, если смотреть на них с определенных точек, совпадают со значимыми в религиозном отношении горами во время дней солнцестояния и равноденствия. А инки почитали светило своим божественным предком.
К сожалению, академически настроенные ученые снова отдают представителям альтернативной науки на откуп гипотезу о построении Мачу-Пикчу не инками, а представителями предшествующих цивилизаций. Упорное нежелание серьезно исследовать этот вопрос, который дамокловым мечом повис над официальной наукой, не представляется ни разумным, ни плодотворным для каждой из сторон.
 
Источник: http://www.pravda.ru