/ Новости сайта / Наука и Технологии / «Подземная Амазонка» разделила точки зрения геологов
29.08.2011

«Подземная Амазонка» разделила точки зрения геологов

Оценка: 0.0    4111 0 Наука и Технологии

29.08.11 Ученые говорят, что подземная река, которая, считают геологи, течет под Амазонкой, не является рекой в общепринятом смысле этого слова, даже если ее существование в будущем будет доказано на практике. Подземная «река», о которой ранее сообщалось на этой неделе на встрече ученых в Бразилии, вызвала широкий резонанс как среди ученых, так и в среде журналистов.
Однако многие специалисты уверены в том, что подземные резервуары с водой, проходящей через пористые горные породы, представляют собой почти статические хранилища, в лучшем случае вода здесь движется со скоростью несколько сантиметров в год. Другая группа бразильских геологов предполагает, что по косвенным данным вода в «подземной Амазонке» должна быть соленой.

Ранее группа ученых из Бразильской национальной обсерватории под руководством Валия Хамзы и Элизабет Таварес Пиментел, сообщила об открытии «реки» под бассейном Амазонки на основании данных о температуре в глубинных скважинах, пробуренных бразильской нефтяной компанией Petrobras, занимающейся геологоразведкой и поисками залежей нефти и газа. Сделав необычную находку, персонал Petrobras привлек к работам бразильских ученых.

Используя математические модели, касающиеся разницы температур в движущейся воде, ученые сделали вывод о том, что вода в бассейне Амазонки должны двигаться по отверстиям вниз, уходя на глубину до нескольких километров. Ученые установили, что движение воды происходит с запада на восток, точно также как и движется сама Амазонка. Наибольший интерес вызывает то, что по предварительным оценкам длина подводной «реки» составляет около 6000 километров, что превышает длину Амазонки – самой протяженной реки на планете.

Впрочем, бразильские ученые говорят, что исследуемый ими подводный бассейн вряд ли признают рекой в традиционной понимании этого слова. «Мы просто использовали термин река, чтобы дать самое общее представление о находке», – говорит профессор Валия Хамза.

По его словам, в Амазонке вода переносится тремя движущими силами: самой рекой, водой в виде пара в атмосфере над Амазонкой и виде подземных течений. «По данным литологического исследования подземные осадочные бассейны Амазонки представляют собой проницаемую среду и там есть свои потоки, следующие через отверстия в каменных породах. Мы считаем, что эти отверстия достаточно большие и их достаточно много для того, чтобы там образовалось течение», – говорит он.

Общий расчетный объем протекаемой воды под Амазонкой составляет порядка 4000 кубических метров в секунду, что довольно значительно и составляет несколько процентов от общего водяного потока Амазонки. В то же время, исследователи говорят, что реальная скорость переноса воды через подземную «реку» ниже чем у самой Амазонки в десятки раз, она также ниже, чем скорость таяния ледников на полюсах нашей планеты.

В компании Petrobras говорят, что с их точки зрения термин «река» для подземного хранилища воды является неверным. Кроме того, геологи говорят, что подземный амазонский бассейн никогда не достигнет Атлантического океана, так как само течение хоть и происходит сквозь пористые породы, у побережья океана «река» натыкается на непроницаемые каменные породы. Кроме того, ученые уверены, что «река», текущая на глубине 4000 метров, не может быть пресной и не является ей – содержание солей здесь очень велико.

Сейчас исследователи пытаются обнаружить следы подземного водохранилища у устья Амазонки, а также экспериментально доказать, попадают ли воды из него в океан.

Источник: cybersecurity

Подземный двойник Амазонки

26.08.11.Бразильские ученые обнаружили подземную реку на глубине около 4 тыс. метров, которая течет с запада на восток под самой знаменитой в стране рекой Амазонкой.

Подземной реке присвоено название Хамза (Hamza), и ее длина составляет около 6 тыс. км; Амазонка имеет почти такую же протяженность. Об этом сообщает агентство France Presse.

Открытие было сделано группой специалистов во главе с Элизабет Пиментел (Elizabeth Pimentel) в результате изучения термальных данных из 241 скважины, пробуренной бразильским нефтяным гигантом Petrobras в Амазонии в 70-х и 80-х годах прошлого века.

Хотя обе реки текут в одном направлении, они не идентичны, разумеется. В частности, скорость потока подземной реки гораздо ниже, и впадает Хамза в океан глубоко под землей. По мнению ученых, именно Хамза ответственна за низкий уровень солености вод вокруг устья Амазонки.

Ученые говорят, что исследования, свидетельствующие о наличии подземной реки, пока находятся на предварительной стадии, но ожидается, что к 2014 году существование Хамзы будет подтверждено. Комментировать влияние подземной реки на экономику и окружающую среду специалисты отказываются.

Напомним, что в 2007 году спелеологи-ныряльщики обнаружили на полуострове Юкатан, Мексика, подземную реку, которая может оказаться одной из самых длинных из всех существующих на планете. Она соединяет два комплекса пещерных систем, представляя собой водный путь протяженностью по меньшей мере в 154 км.

Река может быть связана еще с двумя пещерными системами. Если это действительно так, ее длина увеличится еще на 200 км.

Ранее самыми длинными в мире считались подземная река Сен-Пол (St. Paul) на филиппинском острове Палаван, — 8 км, и река Сон Треч (Son Trach) во Вьетнаме протяженностью 11,2 км.

Источник: Вокруг Света