Начало мечты. Boeing передал заказчику первый Dreamliner.
Американский авиастроительный концерн Boeing передал заказчику - японской авиакомпании All Nippon Airways - первый пассажирский самолет B787 Dreamliner, поставка которого задержалась почти на три года. Новый лайнер начнет выполнять регулярные полеты с 26 октября 2011 года. Между тем, состоявшаяся передача самолета не означает, что теперь поставки "Лайнеров мечты" будут регулярными и своевременными - для этого Boeing предстоит преодолеть массу трудностей и сделать производство Dreamliner более масштабным.
Передача B787 Dreamliner ("Лайнер мечты") All Nippon Airways состоялась 25 сентября 2011 года в строгом соответствии с графиком, озвученным концерном в начале августа. Церемония прошла на одном из предприятий Boeing в США, спустя месяц после завершения сертификации самолета. Теперь, как ожидается, 27 сентября B787 прибудет в аэропорт города Эверетт в штате Вашингтон, откуда отправится в Японию. Согласно графику, прибытие лайнера в Токио ожидается 28 сентября, а с 26 октября текущего года Dreamliner начнет выполнять чартерные рейсы; по каким направлениям, пока неизвестно.
"Лайнер мечты" способен развивать скорость до 913 километров в час и совершать полеты на расстояние до 15,7 тысячи километров. В зависимости от модификации Dreamliner может перевозить от 210 до 290 пассажиров. Boeing считает B787, свой первый абсолютно новый самолет с 1995 года, технологическим прорывом. Доля композиционных материалов в конструкции лайнера составляет 50 процентов. "Лайнер мечты" легче и на 20 процентов экономичнее других самолетов такого класса. К серьезным достижениям концерн также относит специальную конструкцию воздухозаборников двигателей, значительно снижающую шумность самолета на взлете, электрохромные стекла иллюминаторов и полностью "стеклянную" кабину пилотов. |
Поставка B787 заказчику - первой самолет должна была получить японская компания - регулярно откладывалась. Изначально поставка "Лайнера мечты" должна была состояться в 2008 году, однако из-за сложностей, возникших при разработке самолета, а также периодических неурядиц на самих предприятиях Boeing, сроки периодически сдвигались. В частности, о переносе сроков поставки многих самолетов Boeing объявил в ходе двухмесячной забастовки механиков, проходившей в октябре-ноябре 2008 года. Кроме того, в ноябре 2010 года во время испытательного полета на борту Dreamliner начался пожар, который был быстро потушен после приземления.
С момента, когда Boeing в 2004 году объявил о готовности принимать заказы на Dreamliner, различные авиакомпании мира заказывали новый пассажирский самолет сотнями штук. Так, в 2004 году концерн получил твердые заказы на 56 Dreamliner, в 2005-м - уже на 235 самолетов, а в 2007-м - на рекордные 369 "Лайнеров мечты". В конце 2008 года Boeing начал серьезно сдвигать сроки поставки нового самолета и с 2009 года покупатели стали отказываться от ранее заказанных B787. Так, в 2009 году портфель заказов на Dreamliner "похудел" на 59 самолетов, в 2010-м - на четыре, а в 2011-м - на 26 лайнеров.
Определенную роль тут сыграл и глобальный финансово-экономический кризис и рост цен на авиационное топливо - многие авиакомпании мира ввели режим строгой экономии, серьезно сократив объем заказов на новые самолеты. К настоящему времени, по данным Boeing, концерн располагает твердыми заказами на 821 "Лайнер мечты": 555 таких самолетов модификации B787-8 и 266 - B-787-9. Самолеты заказали 56 авиакомпаний мира, в том числе и российский "Аэрофлот" купивший 22 Dreamliner.
Гарантий, что в перспективе кто-нибудь из них не решит отказаться от забронированных самолетов, не существует. Особенно, если учесть, что по прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), прибыли мировых авиаперевозчиков в 2012 году снизятся до 4,9 миллиарда долларов с 6,9 миллиарда долларов в 2011-м. Снижению доходов компаний будет способствовать повышение стоимости нефти и, соответственно, цен на авиационное топливо из-за конфликтов в Северной Африке и Ближнем Востоке.
В августе 2011 года B787 Dreamliner принял участие в крупнейшем российском авиасалоне МАКС-2011, проходившем в подмосковном Жуковском 16-21 августа. На авиасалоне американский лайнер пробыл три дня, но не участвовал в летной программе; самолет можно было посмотреть как снаружи, так и изнутри, лишь на статической экспозиции. Во время участия в МАКС-2011 Dreamliner завершал сертификацию в США. |
На момент передачи Dreamliner японской ANA, задержка сроков поставки таких самолетов составила уже три года. Естественно, постоянные переносы сроков поставки негативно сказались на репутации американского концерна, восстановить которую своевременная (в рамках нового графика) передача "Лайнера мечты" заказчику, очевидно, не в силах. Изменить ситуацию в перспективе сможет лишь регулярная своевременная поставка самолетов, в которой сегодня можно усомниться.
Для того, чтобы выполнить обязательства перед заказчиками в срок, Boeing намерен довести темпы производства Dreamliner до десяти самолетов в месяц к 2013 году. В настоящее время концерн собирает 2,5 самолета в месяц. Производство Dreamliner планируется развернуть на двух предприятиях в Эверетте штата Вашингтон и Чарлстоне штата Южная Каролина. В настоящее время открытие производства в Чарлстоне оспаривается рабочими Boeing в суде.
В апреле 2011 года Национальное управление по вопросам трудовых отношений (NLRB) США от имени профсоюза рабочих Boeing подало на американский концерн в суд, обвинив его в нарушении прав своих сотрудников. Суть иска заключается в том, что Boeing решил перенести производство B787 в Южную Каролину, наказывая рабочих в штате Вашингтон за длительные забастовки 2008 года. Если концерн проиграет дело в суде, вторая производственная линия Dreamliner должна будет открыться в штате Вашингтон. До той поры работы по созданию производства в Южной Каролине приостановлены.
Фотогалерея Dreamliner на МАКС-2011 |
Учитывая, что порой судебные разбирательства в США могут длиться годами (например, спор между ВМС США и Boeing длился почти 20 лет), американский концерн рискует не выйти на намеченный уровень производства Dreamliner и вновь сорвать поставки лайнеров заказчикам. Кроме того, ускорению темпов выпуска B787 не будет способствовать и покупка группой United Technologies Corp. компании Goodrich, выпускающей некоторые детали для "Лайнера мечты". Существует вероятность того, что последняя может изменить график выпуска продукции в связи с предстоящим слиянием с UTC.
Одним словом, Boeing теперь придется много поработать, чтобы войти в график и осуществить поставки "Лайнера мечты" в оговоренные сроки без существенного их переноса. В противном случае, портфель заказов на Dreamliner может похудеть еще на несколько десятков самолетов. Но тем не менее, первый шаг к восстановлению репутации Boeing уже сделал - заказчик получил первый "Лайнер мечты", хоть и с запозданием, но все же в соответствии с новым графиком.