/ Новости сайта / Космос / Меркурий пережил бурную вулканическую юность, выяснили ученые
29.09.2011

Меркурий пережил бурную вулканическую юность, выяснили ученые

Оценка: 0.0    2022 0 Космос

29.09.11 Горные породы на поверхности Меркурия содержат в 10 раз больше серы, чем на Земле, и значительная часть северного полюса этой планеты "заливалась" лавой из-за катастрофических извержений вулканов в начале ее жизни - к такому выводу пришли несколько групп ученых, которые проанализировали данные, собранные американским зондом "Мессенджер".

В марте 2011 года космический аппарат "Мессенджер" вышел на орбиту Меркурия, и проанализировал его химические и физические свойства при помощи бортовых спектрометров и высокочувствительных камер, работающих в инфракрасном и видимом диапазоне. Несколько научных коллективов проанализировали полученные данные, и привели свои выводы в семи статьях, опубликованных в журнале Science.

Ларри Ниттлер (Larry Nittler) из Института имени Карнеги в Вашингтоне (США) и его коллеги проанализировали химический состав приповерхностных горных пород Меркурия и обнаружили, что он является в своем роде "адской" планетой - содержание серы в коре Меркурия превышает земное примерно в 10 раз.

Ниттлер и его коллеги подтвердили относительно небольшие запасы железа на поверхности Меркурия, как предсказывают современные теории формирования планет земной группы.

С другой стороны, это открытие подкрепляет современные теории "легкоплавкого" ядра Меркурия, которое предположительно состоит из смеси серы и железа.

Группа ученых под руководством Патрика Пепловски (Patrick Peplowski) из университета Джона Гопкинса в городе Лаурель (США) изучили изотопный состав недр Меркурия, проанализировав гамма и рентгеновское излучение "планеты-вестника".

"Содержание калия, тория и урана в недрах Меркурия соответствует их концентрации в метеоритах-хондритах, что подтверждает то, что Земля, Венера, Меркурий и Марс "слеплены" из одного теста", - пояснил Пепловски.

Как отмечается в статье, "нормальное" содержание калия в меркурианских породах исключает "экзотические" теории его происхождения. Любые катаклизмы после рождения планеты и необычные условия во время формирования протопланетного тела отразились бы в повышенном или пониженном содержании калия в современных недрах Меркурия.

Затем ученые "просветили" планету в рентгеновском диапазоне, и обнаружили, что породы Меркурия формировались преимущественно в условиях щелочной среды, что противоречит общепринятому представлению о типично "кислом" характере планет земной группы. Это может объясняться тем, что на атомы кислорода не задерживались долго на орбите Меркурия, так как их "сдувал" солнечный ветер.

Кроме того, ученые обнаружили признаки бурной вулканической юности Меркурия.

Джеймс Хэд (James Head) из Брауновского университета в городе Провиденс (США) и его коллеги нашли "следы" разливов лавы в районе северного полюса планеты.

В отличие от остальных участков поверхности Меркурия, эта зона была в меньшей степени затронута так называемой "тяжелой бомбардировкой" - падением множества астероидов после формирования планеты. По оценкам планетологов, плоские лавовые щиты покрывают до 6% поверхности Меркурия, а их толщина может достигать километра.

Как предполагают ученые, относительно гладкая поверхность приполярных территорий объясняется тем, что астероидные кратеры были "залиты" потоками лавы, которые выплеснулись на поверхность после "тяжелой бомбардировки".

"Вообразите - вы стоите у подножия монумента Вашингтона (обелиск высотой в 170 метров), и смотрите вверх. Так вот, слой лавы на Меркурии будет примерно в 12 раз выше его", - пояснил Хэд.

Зонд "Мессенджер" был запущен американским аэрокосмическим агентством НАСА в 2004 году. Он стал первым аппаратом, который был отправлен к Меркурию после зонда Mariner-10, пролетавшего в непосредственной близости от планеты-"вестника" 16 марта 1975 года.

В июне 2011 года ученые обнаружили, что магнитный центр Меркурия расположен не в центре планеты, а смещен к северу, из-за чего "планета-вестник" носит свое магнитное поле накребень. Кроме того, "Мессенджер" нашел на поверхности Меркурия "крест" из метеоритных кратеров и доказал возможность существования замороженной воды в глубоких кратерах в приполярных регионах планеты.

ria.ru