Над Новосибирском предотвратили столкновение лайнеров Cathay Pacific и ВИМ-Авиа
Росавиация расследует инцидент в небе над Сибирью, едва не повторивший трагедию над Боденским озером
Аварийная посадка Boeing 757 компании «ВИМ-Авиа», совершенная в
новосибирском аэропорту Толмачево, могла закончиться гибелью нескольких
десятков человек. Самолет российской авиакомпании, на борту которого
находились 163 пассажира и 11 членов экипажа, был в пяти секундах от
столкновения со встречным грузовым Boeing 747 гонконгской компании
Cathay Pacific. По данным Западно-Сибирского следственного управления на
транспорте СК России причиной авиационного происшествия стал отказ
левого двигателя лайнера «ВИМ-Авиа». Диспетчеры же заявляют, что пилоты
российского авиаперевозчика не сообщили сразу о серьезной поломке, что
едва не привело к трагедии.
Авиационный инцидент произошел
около 6 часов утра по местному времени 24 июня. Пилоты Boeing 757
«ВИМ-Авиа», выполнявшего рейс Екатеринбург–Ханой, на подлете к
Новосибирску запросили снижение, аргументировав это тем, что на данной
высоте болтанка (запись переговоров диспетчера и пилота имеется в
распоряжении «Известий»). Диспетчер запретил маневр, объяснив это тем,
что прямо по курсу, только чуть ниже движется другой самолет — Boeing
747.
— В этот день могла произойти одна из самых масштабных
авиакатастроф в мире, могло погибнуть более 180 человек. Два самолета
случайно разошлись в небе, не задев друг друга, — утверждает президент
профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. — Boeing 757 снижался со
скоростью около 30 м/с, а значит, через пять секунд неминуемо столкнулся
бы с Boeing 747.
Диспетчеры попытались увести российский борт в сторону, но пилоты начали снижение.
—
Авиадиспетчер не знал, что левый двигатель 757-го полностью отказал.
Пилот просто сообщил: «Проблемы с двигателем». Это может означать что
угодно, поэтому диспетчер не разрешил летчикам менять высоту, —
рассказал «Известиям» на условиях анонимности один из сотрудников
Новосибирского центра организации воздушного движения (ОрВД), — самолету
было указано взять на 20 градусов левее, но летчик сообщил, что не
может, не объясняя причины, и сказал, что снижается.
Затем последовало
указание отклониться вправо, но на той же высоте, поскольку 747-й
по-прежнему находился прямо перед 757-м. В результате столкновения
удалось избежать лишь благодаря случайности — Boeing 757 успел
«поднырнуть» под китайский самолет. Их разделяло менее 400 м. О том, что
у лайнера полностью отказал левый двигатель, командир российского
воздушного судна сообщил на землю только через две с лишним минуты.
Самолеты шли встречными курсами
"Известия"
Расследованием инцидента, едва не повторившего трагедию над Боденским
озером (1 июля 2002 года самолет Ту-154М «Башкирских авиалиний»
столкнулся в небе над Германией с Boeing 757, погиб 71 человек, в том
числе 52 ребенка. — «Известия»), кроме СК России занимается Росавиация.
—
В настоящее время создана комиссия для расследования данного инцидента,
идет расшифровка переговоров и изучение параметров технических судов,
срок расследования 10 дней, по окончании будут названы причины, —
прокомментировал помощник гендиректора по связям с общественностью ФГУП
«Государственная корпорация по организации воздушного движения в
Российской Федерации» Андрей Прянишников.
Лайнеры разминулись менее чем в 400 метрах друг от друга
"Известия"
Авиадиспетчеры Новосибирского центра ОрВД
уверены, что диспетчер не виноват: опасное сближение произошло по вине
экипажа «ВИМ-Авиа», который не сообщил диспетчеру об отказе левого
двигателя и, не запросив аварийной посадки, начал снижаться без
разрешения с земли. Дать ответ на этот вопрос предстоит следователям и
специалистам ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного
движения в Российской Федерации».
— До окончания расследования
мы не имеем права комментировать эту ситуацию, — сообщили «Известиям» в
Управлении государственного авиационного надзора и надзора за
обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора по Сибирскому
федеральному округу.
Авиадиспетчеры и сотрудники «ВИМ-Авиа»
связывают попытку пилота скрыть поломку с тем, что данный инцидент мог
способствовать повторному наложению на авиакомпанию ограничения на
полеты в страны Евросоюза — Росавиация сняла их только 21 июня.
В пресс-службе авиакомпании «ВИМ-Авиа» данный инцидент комментировать отказались.
—
У меня нет информации, что экипаж начал снижаться без разрешения
диспетчера, комментировать эту ситуацию до окончания расследования не
будем, — заявила глава департамента компании по связям с общественностью
Елена Федорова.
По словам представителя «ВИМ-Авиа»,
совершивший вынужденную посадку Boeing 757 до окончания разбирательства
будет находиться в Новосибирске.
Расшифровка переговоров
В
распоряжении «Известий» оказалась расшифровка переговоров летчика и
диспетчера, которую сейчас изучают специалисты Государственной
корпорации ОрВД (командир экипажа Boeing 757 «ВИМ-Авиа» — В,
авиадиспетчер — А):
В — 5315, разрешите снижение 330, болтанка.
А — «Боинг» 5315, контроль, встречное на эшелоне 340, сохраняйте эшелон 350 до команды. Между вами 32 км.
В — 5315, у нас проблемы с двигателем, разрешите снижение... Разрешите отклониться на 30 градусов.
А — «ВИМ-Авиа» 5315, контроль, влево 20 градусов до команды возьмите. 5315, сохраняйте эшелон 350 до команды.
В — «Боинг» 5315. Не можем. Мы снижаемся. 5315.
А — 5315, контроль. Вправо тогда возьмите! Отворот 20 градусов.
В — Вправо и снижаемся, 5315.
А — 5315, контроль, вас понял.
В — 350 разрыв с бортом (в этот момент самолеты
разминулись в воздухе. — «Известия») и снижаемся, влево курс дали. Берем
090 пока.
А — 5315, контроль, вас понял. До какого эшелона необходимо снижение?
В — 5315, до эшелона 100 будем снижаться.
А — Снижайтесь до эшелона 100, при пересечении эшелона 200 доложите.
А — Омск — Новосибирску. Срочно!
Володя, 18 минут. «ВИМ-Авиа» доложил проблемы с двигателем, снижаю
эшелон сотый, на 260 тебе отдам.
В — 5315, у нас выключился левый двигатель (сообщение спустя 2 минуты 20 секунд после первого радиообмена. — «Известия»).
А — 5315, установите 7700 (сигнал бедствия. — «Известия»).
В — Установлено.
izvestia