/ Новости сайта / Наука и Технологии / Российские ученые обнаружили, что все грибы излучают свет
06.07.2012

Российские ученые обнаружили, что все грибы излучают свет

Оценка: 0.0    2294 4 Наука и Технологии
Более 80 видов высших грибов ярко светятся в темноте. Механизм этого феномена не вполне ясен, равно как и пути его возникновения.

По мнению специалистов Института биофизики и Сибирского федерального университета, видимое свечение возникло на основе гораздо более слабого излучения – хемилюминесценции, свойственной тканям многих, если не всех видов высших грибов.

Способность излучать свет, видимый невооруженным глазом, называется биолюминесценцией. Она встречается у многих грибов, притом родственные им виды не светятся. Исследователи предполагают, что способность к свечению возникала в царстве грибов неоднократно и независимо на основе некоего биохимического процесса. Чтобы обнаружить этот процесс и понять природу люминесценции грибов, ученые анализировали 150 образцов, собранных в лесах Красноярского края, и определяли свечение тканей плодового тела на люминометре.

Найденные грибы не светились, но во всех образцах исследователи обнаружили хемилюминесценцию – излучение столь слабое, что его может зафиксировать только прибор. Собранные грибы сохраняют способность к хемилюминесценции несколько десятков часов. Механическое повреждение ткани вызывает вспышку излучения, в высохших образцах оно слабеет. Интенсивность хемилюминесценции у разных видов грибов варьирует от 2.51⋅105 до 2.22⋅108 квантов в секунду на 1 г. Самым сильным свечением обладают пластинчатые грибы, особенно и охристые ; трубчатые болетовые грибы и плотные , растущие на деревьях, светятся слабее.

Поскольку хемилюминесценция обнаружена у многих видов несветящихся грибов, исследователи предположили, что это явление связано с биолюминесценцией. По мнению ученых, именно хемилюминесценция стала той биохимической основой, из которой возникло видимое свечение грибных тканей. Порой достаточно изменения всего в одном или двух звеньях цепочки биохимических реакций, чтобы свечение стало ярким. Скорее всего, хемилюминесценция не выполняет никакой биологической функции и представляет собой побочный результат какого-то метаболического процесса. Какого именно – исследователям ещё предстоит определить. Пока лишь очевидно, что механизм грибного свечения отличается от известных механизмов излучения у животных, бактерий и растений. У животных основным источником свечения служит перекисное окисление липидов, а у растений хемилюминесценция связана с системой фотосинтеза.

Резник Наталья

Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 год» и программы Правительства РФ «О мерах по привлечению ведущих учёных в учебные заведения России».

DeniS 06.07.2012 21:18 [Материал]