Проект плавучих климатронов
Первая версия этой статьи была представлена некоторым СМИ ещё 14 августа 2010 года — тогда Москва ещё была затянута дымом горящих торфяников. Итак, слово изобретателю.
Состоявшаяся погодная катастрофа лета 2010 года в центральной России заставляет искать нетривиальные технические решения, направленные на коррекцию погодных явлений с целью недопущения повтора упомянутых аномалий. Предлагается, как ответвление изобретения №2134650, проект «плавучего климатрона», представляющего собой пневморотор диаметром порядка 30 м. Пневморотор представляет собой кольцевую платформу, на которой размещены 4-6 циклоротирующих (против часовой стрелки) пилонов высотой от 0 до 10м. Осевой проем платформы диаметром до 10м. Платформа размещается на полузатапливаемой самоходной барже-катамаране. Климатрон оснащается инициирующими турбореактивными авиационными двигателями (можно – выработавшими ресурс 8-12 шт.), размещаемыми по периферии платформы, с ориентированными радиально к центру платформы направлениями истечения продуктов сгорания. Двигатели укрепляются на лафетах для достижения оптимального вектора истечения продуктов сгорания (с поправкой на ротирование). Кроме того, предусмотрена подача спец. реагентов усиливающих конденсацию паров воды на высоте.
Климатрон должен функционировать так. В случае длительной и сильной засухи (какая имела место в Центральной России летом 2010 года) плавучий климатрон транспортируется по речной сети (допустим, по Волге) устанавливается в оптимальной точке акватории (с учетом метеорологических показаний и локальных характеристик акватории), закрепляется на якорях, полупогружается до платформы ротора (закачкой балластных цистерн) и начинает работу (включаются турбореактивные двигатели). После нескольких десятков минут работы климатрона над ним сформируется мощное кучево-дождевое облако, как результат работы искусственного смерча, сформированного климатроном. Физика процесса чрезвычайно проста и понятна. Работающий климатрон организует циклонально-закрученные восходящие потоки воздуха. Образуется вихрь-смерч. Отличительная особенность данного вихревого образования – значительная вертикальная протяженность, достаточная для пробоя инверсионного слоя тропосферы в условиях антициклона (до высот конденсации 1,5 — 2,5 км). Восходящие вихревые потоки воздуха захватывают с собой воду из акватории водоема в виде воздушно-капельной смеси, поступающей через осевой проем платформы климатрона, и поставляют в зону конденсации. Большие объемы конденсирующейся (или замерзающей на большей высоте воды) образуют обратную термодинамическую связь, разгоняющую процесс. Формируется саморазвивающаяся система, способная взять большую часть энергетики на себя. На долю климатрона остается: инициация процесса, его регулировка и прекращение — после достижения желаемого эффекта (формирование оптимального кучево-дождевого облака). Далее, это кучево-дождевое облако можно будет «осадить» с помощью йодистого серебра или углекислоты (авиационным распылением или ракетным обстрелом) по направлению генерального ветропереноса, в соответствии с давно и хорошо отработанными методиками. Можно и предоставить этому облаку дальнейшее «свободное существование» с целью смягчения региональной погодной обстановки. Функционирование десятка (или несколько более) подобных климатронов, размещенных цепочкой на волжских водохранилищах, могло бы «разбить», сформировавшийся летом 2010 года над центральной Россией суперантициклон, приведший к колоссальным (просто катастрофическим) потерям. К вопросу о рентабельности такого рода проекта. Во-первых, в свете перспектив изменения климата, такого рода аномальные антициклоны могут быть все чаще. Во-вторых, по приближенной оценке стоимость плавучего климатрона обещает быть не больше речного теплохода, а современная загруженность отечественного судостроения, опыт и квалификация персонала позволяют решить задачу строительства таких объектов в сжатые сроки.
В-третьих, собственная энергетическая мощность работающего плавучего климатрона будет соизмерима с мощностью взлетающего аэробуса, а это позволяет уложиться в современные энергетические, экономические и конструктивные ограничения. В итоге, создание и эксплуатация серии подобных климатронов обещают быть более чем рентабельными. Безусловно, этот проект не может остановить или развернуть глобальные изменения климата, однако, устранение региональных антициклонов — в рамках вполне возможного. В принципе, речь идет о внутриконтинентальном перераспределении осадков и корректировке межрегионального теплового баланса вдоль барической волны. Реализация данного проекта позволит, в перспективе, избежать больших экономических потерь подобных тем, которые понесла Российская Федерация летом 2010 г. в результате воздействия аномального антициклона. Как видно, в данном проекте отсутствуют ненаучные спекуляции, свойственные ряду «прожектов» авторов, дискредитирующих идею управления климатом. Понятно, что масштабной реализации проекта должен предшествовать опытно-экспериментальный этап. Хотелось бы, чтобы эксперименты не превратились в самоцель — в бесконечное затягивание практической эксплуатации. То, что идея актуальна и весьма перспективна — совершенно очевидно. Была бы политическая воля руководителей страны, соответствующая поддержка экспертного сообщества, научной элиты (РАН) и хозяйствующих субъектов. Более детальные проработки обозначенного проекта имеются и в случае востребования могут быть предъявлены.
Апробация данной концепции среди представителей научно-технической интеллигенции выявила основной вопрос оппонентов: достаточна ли энергетическая мощность плавучего климатрона, показанных параметров, для «пробоя» искусственным вихрем-смерчем инверсионного слоя воздуха в условиях антициклона? Ответ. Расчеты показывают, что достаточна — при эксплуатации с учетом локальных гидрометеорологических показаний. Наилучшим образом процесс реализуется при температуре поверхности воды равной или превышающей температуру надповерхностных слоев воздуха. Такая ситуация часто складывается в предутренние и утренние летние часы над водоемами в условиях антициклона. При увеличении масштабов плавучих климатронов диапазон благоприятных гидрометеорологических условий расширяется, но за счет увеличения себестоимости эксплуатации системы в целом.
К вопросу об интеллектуальной собственности и приоритете. Патентовать этот проект я не намерен. Щедро дарю его обществу. Однако, вынужден считаться с тем обстоятельством, что существует значительная категория «умельцев», поднаторевших на поприще не столько научного-технического творчества, сколь на ниве быстрого оформления «авторского» права. Господа готовы патентовать «все что шевелится» особо не комплексуя – своя идея или чужая (с надеждой на последующие извлечения доходов). Чтобы не вводить в соблазн сих господ объявляю, что одномоментною с размещением на сайте http://futurocosmos.ucoz.ru/ данный материал с объявленной датировкой направлен в ведущие СМИ (журналы, газеты, электронные СМИ). Еще раз повторяю, что идея данной разновидности климатрона базируется на патенте № 2134650 (с приоритетом от 28.01.97 г.) и к сторонним заимствованиям я не прибегал. Если кто-то докажет, что подобное где-то публиковал ранее – флаг в руки. Академик Международной академии авторов научных открытий и изобретений (МААНОИ) Золотухин Владимир Антонович.
В качестве иллюстраций предлагается компоновочная схема (эскиз) климатрона. См. Рис. 1 (вид сверху); Рис. 2. (вид сбоку с сечением пневморотора).
Условные обозначения.
1. Кольцевая платформа пневморотора климатрона.
2. Циклоротирующие пилоны (6 шт.).
3. Носовая часть самоходной баржи-катамарана с размещенными внутри:
балластными цистернами, цистернами с керосином, насосами для перекачки
балласта (забортной воды) и керосина, системами диагностики и
автоматического управления, маршевые двигатели, аккумуляторы.
4. Кормовая часть самоходной баржи-катамарана.
5. Рулевая лопасть.
6. Гребной винт.
7. Правый турбореактивный двигатель на подвижном креплении лафета (турель-спарка).
8. Левый турбореактивный двигатель на подвижном креплении лафета (турель-спарка).
9. Лафет — позволяющий организовать переменное направление истечения
продуктов сгорания двигателей и «захваченного» воздуха в двух
плоскостях. 10. Якоря климатрона (4 шт.).
11. Система дистанционного радио (кабельного) управления.
12. Крепление для буксировки климатрона.
13. Поверхность акватории.
14. Ватерлиния при транспортировке климатрона.
15. Направление истечения продуктов сгорания турбореактивных двигателей и «захваченных» воздушных масс.