Вход / Регистрация
24.11.2024, 05:57
Энергетический клинч
Президентская Комиссия по развитию российского ТЭК одобрила скупку энергетических компаний России госхолдингом "Роснефтегаз", сообщило агентство Reuters.
Это стало ответом вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему ТЭК в правительстве, который в начале августа от имени правительства написал письмо президенту Владимиру Путину. В письме вице-премьер назвал эту схему "фактической приватизацией" энергоактивов, и изложил собственную идею инвестирования в энергетику без участия "Роснефтегаза". Путин ответил Дворковичу по-своему: 14 августа, через четыре дня после появления письма вице-премьера, он поручил ему ускорить "докапитализацию" "РусГидро" с участием "Роснефтегаза". Срок исполнения – не позже первого квартала 2013 года.
Противостояние Дворковича с бывшим вице-премьером Игорем Сечиным, который занимал ту же должность в правительстве, а сейчас курирует ТЭК через президентскую комиссию, началось после первого ее заседания в июле. Новая комиссия при президенте России была создана в середине июня, как декларировалось – "в целях координации деятельности ТЭК". Возглавляет комиссию президент Путин, однако фактически руководит ее работой ответственный секретарь – глава "Роснефти" и председатель совета директоров "Роснефтегеза" Игорь Сечин. На первом же заседании комиссии основным вопросом стало участие в электроэнергетике "Роснефтегаза", которому президент разрешил скупать акции энергокомпаний во время приватизации и тратить на это дивиденды.
"Сразу же хочу оговориться: комиссия ни в коем случае не должна и не будет подменять собой оперативную работу правительства. У правительства есть свои прерогативы, предусмотренные законом, и, безусловно, это должно соблюдаться и будет соблюдаться", – заявил Путин на заседании.
Но зарубежные инвесторы считают иначе. По словам экспертов The Financial Times, "Путин по существу, создал двойное правительство – мини-правительство Сечина в лице "Роснефтегаза", которое, похоже, заберет у Медведева самый важный сектор".
Однако на заседании "мини-правительства" Путин оговорился, что эта комиссия будет работать "при прямом участии правительства, за которым в конечном итоге будут оставаться окончательные решения по целому ряду вопросов". Дескать, она необходима "для стратегической настройки всех составляющих российской энергетики, и создания условий для повышения эффективности ТЭК".
Путин попросил госкомпании ТЭК увеличить дивидендные выплаты акционерам до 25 % от прибыли. Но ведь главным акционером ТЭК является государственный "Роснефтегаз", которые владеет в разной степени акциями основных компаний. Поэтому получается, что дивиденды от прибыли госкомпаний идут не напрямую в государственный бюджет, а посреднику в лице "Роснефтегаза". И эта уникальная схема позволяет перераспределять дивиденды компаний ТЭК в зависимости от решения совета директоров "Роснефтегаза", который возглавляет Сечин, что фактически делает его "вторым человеком" в государстве.
Путин объясняет, что таким образом государство сможет выкупить акции госкомпаний, которые сейчас стоят дешево, капитализировать их, а потом продать уже дорого частным инвесторам, в том числе и иностранным. Но насколько это реально?
"На месте иностранных инвесторов я бы не надеялся, что им могут продать значительные пакеты акций госкомпаний ТЭК, – полагает старший эксперт ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Иностранцы здесь могут привлекаться только в качестве портфельных инвесторов на небольшие пакеты акций, а это им невыгодно". По его мнению, "аргумент по поводу нынешней дешевизны акций очень выгоден правительству – всегда можно сказать, давайте лет десять подождем, пока будет дороже, а потом еще раз приватизируем. Однако о дешевизне акций можно было бы говорить в начале 2009 года, в кризис, но не сейчас".
Теперь о самом процессе "приватизации" через "Роснефтегаз" – из одного госкармана в другой. На заседании комиссии Путин отреагировал на критику российской и западной прессы, согласившись, что продажа акций госкомпаний государственному же "Роснефтегазу" – это не совсем приватизация, и пообещал, что у госхолдинга обязательно будут конкуренты. Но сможет ли кто-нибудь реально конкурировать с госхолдингом на аукционах?
"Такая "приватизация" для России не новость: мы уже наблюдали приватизацию предприятий РАО "ЕЭС", когда в качестве основного покупателя больших осколков государственного энергохолдинга выступал государственный "Газпром", – напоминает Жаворонков. – И я совершенно не сомневаюсь, что под руководством Сечина планируется именно такая "подковерная" приватизация, которая позволяла бы сохранить операционный контроль над компаниями ТЭК в руках государства".
Детали этого проекта таковы: Сечин предлагает объединить электросетевые холдинги ФСК ЕЭС (сети высокого напряжения) и МРСК (региональные распределительные сети к потребителям) в единую Национальную сетевую компанию, а госпакет ее акций передать "Роснефтегазу". При этом "на выходе" должна получиться одна из крупнейших в мире сетевых компаний, способная привлекать большие инвестиции. Само объединение, предложенное Сечиным в мае, уже одобрено всеми ведомствами, в том числе и ФАС, но передача нового холдинга в управление "Роснефтегазу" пока еще не получила одобрения, отсюда противостояние Дворковича и Сечина.
Правда, эта идея была одобрена самим Путиным, который, едва став президентом, сразу подписал указ, разрешающий "Роснефтегазу" участвовать в приватизации госкомпаний ТЭК. Предполагалось, что ему хватит на это собственных денег – 100 млрд. рублей, полученных за полтора года в виде дивидендов на находящиеся у него в собственности акции "Роснефти" (более 75 %) и "Газпрома" (более 10 %). Однако в июле на заседании комиссии по ТЭК выяснилось, что сделки будут стоить существенно дороже, и Путин поручил правительству пересчитать стоимость проекта.
И вот в середине августа Аркадий Дворкович доложил Путину итоги расчетов правительства. По словам вице-премьера, на выкуп акций у миноритарных акционеров ФСК и МРСК, а также на погашение их кредиторской задолженности потребуется не 100, а все 400 млрд. рублей. Кроме того, по его мнению, вся эта схема противоречит закону "Об энергетике" и принципам реформы электроэнергетики, которая и отделила генерацию энергии от распределения. Поэтому правительство считает ее нецелесообразной – дорого и непонятно, откуда "Роснефтегаз" возьмет на это деньги. А схема "Роснефтегаза" по продаже пакета акций "Иркутскэнерго", допэмиссия ИНТЕР РАО и "РусГидро" будет стоить госхолдингу 163,5 млрд. рублей, которых у него тоже нет.
В общем, пока дело застопорилось: как сообщило агентство "Финмаркет", письмо Дворковича передано советнику президента Антону Устинову, который был в штате у Игоря Сечина во время его работы в правительстве. И сейчас Устинов намерен отправить письмо на второй круг согласований, повторно запросив у министерств и ведомств их позицию.
А значит, противостояние властей в области ТЭК будет продолжаться, что отнюдь не увеличивает поток инвестиций, которые так необходимы энергетическому сектору страны. По сообщению Росстата, в первом полугодии в экономику России поступило около 74,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,7 % меньше, чем за тот же период прошлого года. И во втором полугодии ситуация не меняется: за июль инвестиции сократились на 13,9 %, что стало вторым максимальным снижением за всю историю наблюдений с 1999 года.
В Минэкономики уже говорят об угрозе нехватки прямых инвестресурсов. А скромные 23 млн. долларов притока в фонды портфельных инвестиций, ориентированные на Россию, за неделю с 15 по 22 августа обернулись оттоком в размере 20 млн. долларов. Не помогает даже дорогая нефть – инвесторов беспокоят негативные тенденции в российской экономике, и в первую очередь, неопределенность в энергетическом секторе. И пока она будет сохраняться, устойчивого притока иностранных капиталов ждать не стоит.
Олег Гладунов
 
Источник: http://Источник: novopol.ru