Древними морями правили крокодилы
150 млн лет назад на вершине европейской морской пищевой цепи находились огромные крокодилы, один из которых разрывал добычу, а другой — засасывал.
Plesiosuchus и Dakosaurus были настолько жуткими хищниками, что их сравнивают с сегодняшними косатками и вчерашними тираннозаврами.
Изображение Дмитрия Богданова. |
«Черепа этих двух видов морских крокодилов и впрямь несут некоторое сходство с черепом T. rex, — отмечает ведущий автор исследования Марк Янг из Эдинбургского университета (Великобритания). — Самый большой из известных черепов Plesiosuchus manselii имел 130 см в длину».
Для нового исследования г-н Янг и его коллеги проанализировали окаменелости двух крокодилов, найденных в Англии и Германии. В то время на месте Британии плескалось мелкое море, над Европой парил археоптерикс, а по Северной Америке топали диплодок и аллозавр.
Исследователи пришли к выводу, что Plesiosuchus был крупнейшим из известных видов семейства Metriorhynchidae, то есть вымерших морских крокодилов. «Он больше, чем современные крокодилы, живущие в солёной воде, и гигантские белые акулы», — уточняет г-н Янг.
Судя по форме и изношенности зубов, этот крокодил охотился примерно так же, как сегодняшние косатки: хватал, рвал и проглатывал.
Ещё более необычен Dakosaurus. Череп и челюсть этого существа длиной около 4,5 м говорят о том, что он засасывал добычу. Ничего подобного среди крокодилов ещё не встречалось. Да, он быстро открывал пасть, создавал перепад давления, и добыча попадала, куда не думала.
«Мы считаем, что Plesiosuchus специализировался на других морских рептилиях, а Dakosaurus был универсалом, — говорит соавтор Лорна Стил из лондонского Музея естественной истории (Великобритания). — Вероятно, он ел рыбу и всё, что мог достать, в том числе такого представителя семейства Metriorhynchidae, как сравнительно небольшой Geosaurus». Последний был похож на барракуду.
Есть мнение, что современные косатки тоже засасывают жертву. Г-н Янг поясняет, что по крайней мере у молодых косаток в неволе замечена способность создавать отрицательное давление в пасти.
Таким образом оба доисторических крокодила питались наподобие косаток. Поскольку эти животные никак не связаны (косатки — млекопитающие), исследователи считают это примером конвергентной эволюции, то есть возникновения аналогичного строения тела и образа жизни в неродственных группах. «Это говорит нам кое-что о пределах оптимальной стратегии подводного кормления у позвоночных, — отмечает г-н Янг. — Например, срезающее усилие и окклюзия (полное смыкание зубов), которыми обладал Dakosaurus, сегодня можно найти у малой косатки. В последние 10 млн лет этот механизм имелся также у многочисленных ископаемых кашалотов».
Что до того, как ладили два разных, но одинаково грозных крокодила, то нет никаких доказательств, что один из них нападал на другого. Учёные считают, что английское море эпохи динозавров было разбито на ниши, в которых хищники не мешали друг другу. Экосистемы сегодняшнего океана организованы таким же образом, позволяя сосуществовать китам, акулам и дельфинам.
Результаты исследования опубликованы в интернет-журнале PLoS ONE.
Подготовлено по материалам Discovery News.