Антарктический снег как летопись человеческой безалаберности
Мельчайшие крупинки металлов и металлоидов попадают в атмосферу по самым разным причинам, например, во время извержения вулканов. Однако, по мнению экологов, ничто не сравнится с человеческой деятельностью. Металлургические заводы, в отличие от вулканов, чадят не останавливаясь ни на секунду, ветер разносит частицы техногенной пыли по всей планете. Кажется, Земля большая — всё перемелет-растворит…
Всё так, да только этой пыли нынче столько, что бесследно исчезнуть у неё не получается. Только вдумайтесь: «грязный снег» в Арктике — давно норма. А теперь длинные руки экологов дотянулись и до противоположного полюса. Пришлось потревожить пингвинов: учёные провели, к сожалению, более чем успешные измерения содержания некоторых токсичных элементов в слоях снежного покрова Антарктиды, представив итоговый отчёт в журнале Environmental Science & Technology. Читаем и стыдимся?
Сбор образцов снежных слоёв во льдах Антарктиды (фото Sungmin Hong / Inha University). |
Исследователи из Университета INHA (Южная Корея) собрали многочисленные образцы снеговых слоёв, что легли за последние полвека рядом с японской исследовательской станцией. Краткий итог таков: плохо, что токсичных элементов в Антарктиде скопилось немало; хорошо, что уровень загрязнения, к примеру, мышьяком, в наиболее молодых слоях пошёл на спад. Экологи связывают это отрадное наблюдение с введением контроля за работой медных плавилен, активно функционирующих в Южной Америке.
Вернувшись в тепло лаборатории, учёные расплавили снег в образцах и, используя магнитный секторный масс-анализатор с индуктивно связанной плазмой в качестве атомизатора, измерили содержание таких частиц, как сульфат-ион, мышьяк, молибден, сурьма, таллий и барий. Датирование снежных слоёв проводилось по соотнесению пиков содержания сульфат-ионов в образцах с данными о вулканической активности за последние 50 лет. Кроме того, это позволило оценить возможный вклад вулканов в содержание определяемых металлических частиц.
Обнаруженные концентрации мышьяка, молибдена, сурьмы и таллия намного выше тех, что можно было бы объяснить сугубо естественными причинами. Пик загрязнения мышьяком пришёлся на период с 1990 по 1994 год: концентрация элемента достигла 24 пикограммов на грамм снега, что на несколько порядков превосходит оценку возможного естественного вклада.
По мнению экологов, основным источником загрязнения стали медные плавильни в Чили. Мышьяк сопровождает медь в её рудах и выбрасывается в атмосферу в процессе плавления. Но в середине 1990-х в Чили были разработаны и начали внедряться регулирующие меры по контролю над составом выбросов в цветной металлургии. С этого момента уровни мышьяка резко пошли на спад.
Хороший пример, которому стоит последовать и другим странам. И, конечно, не надо ограничивать себя только цветной металлургией.
Подготовлено по материалам Chemical & Engineering News.