Вход / Регистрация
02.11.2024, 23:13
Современный капитализм и интернет-демократия несовместимы
Оба лагеря — и сторонники, и противники Интернета — принимают капитализм как должное, как часть пейзажа, забывая об азах политической экономии, которая учит, что производственные отношения — это основа основ общественного устройства. Для них капитализм — это синоним свободного рынка и демократии. Но капитализм может существовать в самых разных формах, и нынешняя, отмечает учёный, очень слабо связана с классическими представлениями о свободном рынке и демократии.
Интернет задумывался и начинался как некоммерческое пространство для свободного общения, а сейчас оно «коммерциализировано, авторизовано, запатентовано, приватизировано, обыскано, монополизировано».
Прежние представления о приватности размыты и фактически отменены под напором рекламодателей, а правительства получают такие надзорные полномочия, которые ещё лет десять назад были невообразимы. Когда-то Интернет ставил крупные телекоммуникационные и развлекательные корпорации в неудобное положение, потому что они уже не могли влиять на умы людей с прежней силой, особенно в сфере политической пропаганды, но посмотрите, что происходит сейчас. Интернет-гиганты, выросшие за последние два десятилетия, оказались не прогрессивной силой, а обыкновенными монополистами и эксплуататорами, играющими на руку крупному бизнесу и власти и живущими на их субсидии.
Г-н Макчесни и раньше писал об упадке журналистики, о влиянии корпораций на государственную политику в области СМИ. Он стал одним из основателей организации «Свободная пресса», призывающей к медийной реформе. Книгу об Интернете он решил выпустить именно сейчас, поскольку Сеть, по его мнению, наконец-то кристаллизовалась. Уже можно делать первые выводы из интернет-опыта и обсуждать социологические вопросы, возникающие в связи с его повсеместным использованием.
Если мы хотим утвердить торжество демократии с помощью Интернета, то сейчас тот момент, когда необходимо сделать следующее: признать бесплатный широкополосный Интернет одним из основных прав человека, ввести строгую регламентацию использования веб-рекламы, перестать считать рекламу производственными расходами и из-за этого списывать налоги, жёстко регулировать деятельность цифровых «естественных монополий» или превратить их в некоммерческие службы, обеспечить крупные государственные вложения в интернет-журналистику и нейтралитет Сети, приравнять секретность сведений об интернет-деятельности пользователей к тайне личной переписки, принять законы о демилитаризации Всемирной паутины и о запрете несанкционированной слежки за пользователями.
Но г-н Макчесни не дурачок. Наивно рассчитывать на подобные реформы, зная о богатстве и влиянии корпораций на законодателей капиталистических стран. Поэтому он призывает к созданию нового политического движения за демократизацию Интернета, а также всей современной экономики.
Такому движению, по его словам, предстоит прежде всего решить вопрос об экономическом обосновании таких реформ. Какая форма ведения хозяйства, в отличие от сегодняшнего капитализма, будет наилучшим образом содействовать развитию демократических ценностей и структур, развитию подлинного самоуправления?
Подготовлено по материалам Иллинойсского университета.
Интернет задумывался и начинался как некоммерческое пространство для свободного общения, а сейчас оно «коммерциализировано, авторизовано, запатентовано, приватизировано, обыскано, монополизировано».
Прежние представления о приватности размыты и фактически отменены под напором рекламодателей, а правительства получают такие надзорные полномочия, которые ещё лет десять назад были невообразимы. Когда-то Интернет ставил крупные телекоммуникационные и развлекательные корпорации в неудобное положение, потому что они уже не могли влиять на умы людей с прежней силой, особенно в сфере политической пропаганды, но посмотрите, что происходит сейчас. Интернет-гиганты, выросшие за последние два десятилетия, оказались не прогрессивной силой, а обыкновенными монополистами и эксплуататорами, играющими на руку крупному бизнесу и власти и живущими на их субсидии.
Г-н Макчесни и раньше писал об упадке журналистики, о влиянии корпораций на государственную политику в области СМИ. Он стал одним из основателей организации «Свободная пресса», призывающей к медийной реформе. Книгу об Интернете он решил выпустить именно сейчас, поскольку Сеть, по его мнению, наконец-то кристаллизовалась. Уже можно делать первые выводы из интернет-опыта и обсуждать социологические вопросы, возникающие в связи с его повсеместным использованием.
Если мы хотим утвердить торжество демократии с помощью Интернета, то сейчас тот момент, когда необходимо сделать следующее: признать бесплатный широкополосный Интернет одним из основных прав человека, ввести строгую регламентацию использования веб-рекламы, перестать считать рекламу производственными расходами и из-за этого списывать налоги, жёстко регулировать деятельность цифровых «естественных монополий» или превратить их в некоммерческие службы, обеспечить крупные государственные вложения в интернет-журналистику и нейтралитет Сети, приравнять секретность сведений об интернет-деятельности пользователей к тайне личной переписки, принять законы о демилитаризации Всемирной паутины и о запрете несанкционированной слежки за пользователями.
Но г-н Макчесни не дурачок. Наивно рассчитывать на подобные реформы, зная о богатстве и влиянии корпораций на законодателей капиталистических стран. Поэтому он призывает к созданию нового политического движения за демократизацию Интернета, а также всей современной экономики.
Такому движению, по его словам, предстоит прежде всего решить вопрос об экономическом обосновании таких реформ. Какая форма ведения хозяйства, в отличие от сегодняшнего капитализма, будет наилучшим образом содействовать развитию демократических ценностей и структур, развитию подлинного самоуправления?
Подготовлено по материалам Иллинойсского университета.
 
Источник: http://www.compulenta.ru/