Вход / Регистрация
25.11.2024, 10:02
Истребитель США стоимостью 1 трлн долл. отказывается летать
Амбициозный проект США по созданию новейшего истребителя-бомбардировщика
пятого поколения F-35 Lightning II ("Молния II") находится на грани
провала. Разработанный американской компанией Lockheed Martin боевой
самолет боится мороза и грозы, признали военные США. На устранение
недостатков понадобится еще пять-шесть лет.
Министерство обороны Соединенных Штатов ломает голову над тем, стоит ли продолжать финансирование сомнительного проекта, который уже "съел" около 1 трлн долл. А партнеры США в Евросоюзе размышляют, нужен ли им запредельно дорогой истребитель с таким количеством технических недоработок.
Железный аргумент мировой политики
Размер военной дубины всегда был весомым аргументом в ведении международных переговоров. И, судя по всему, игра мышцами и бряцание оружием еще долго останутся доминантой мировой политики. Как заявил накануне российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, эффективное решение политических и экономических вопросов напрямую зависит от наличия угрозы применения военной силы. По его мнению, подходы времен холодной войны и сегодня имеют место.
В этом смысле многочисленные технические недоработки и просчеты проекта F-35 Lightning II не только подмачивают репутацию американской военной промышленности, но и больно бьют по военной доктрине США, считающей боевую авиацию основной ударной силой армии.
Амбициозная программа по созданию универсального истребителя-бомбардировщика пятого поколения для стран НАТО была запущена в 2001г. Компания Lockheed Martin разработала три варианта боевой машины F-35: для Военно-воздушных сил, флота и корпуса Морской пехоты США. Последний предусматривает возможности укороченного взлета и вертикальной посадки. Новейший истребитель должен заменить, в частности, самолеты F-16 Fighting Falcon, A-10 Thunderbolt II, F/A-18 Hornet и штурмовики вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II.
"Молния" невезения
Спонсорами программы разработки новейшего истребителя, кроме США, являются Великобритания, Нидерланды, Италия, Канада и другие страны. Изначально она оценивалась в 40 млрд долл., но, как водится, аппетиты военных росли. В результате расходы на реализацию проекта увеличились многократно и к 2013г. превысили 1 трлн долл.
Между тем во время учений Pacific Vision-2008 истребитель F-35 оказался не на высоте. Тогда выяснилось, что позиционировавшийся как самолет пятого поколения F-35 "Молния" по ряду параметров проигрывает российскому СУ-35 и эффективно поражается зенитно-ракетным комплексом С-400 "Триумф".
Еще более неутешительные выводы о качестве новых F-35 сделали в Управлении эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона (OT&E). В минувшем году на всех трех версиях самолета обнаружились многочисленные технические дефекты. Один из них (недоработки бортовой системы генерации инертных газов OBIGGS, отвечающей за наполнение топливных баков воздушной смесью) создает повышенную опасность при полетах теоретически всепогодного истребителя в грозовых условиях. Специалисты сделали вывод, что топливные баки и двигатель самолета могут взорваться при попадании в него молнии. Из-за этого F-35 вынужден облетать минимум за 40 км участки с частыми грозами.
Кроме того, согласно просочившимся в американскую прессу данным секретного доклада Пентагона для конгресса США, у новейшего истребителя затруднен обзор из кабины пилота и зафиксированы отказы бортовых систем при морозе ниже 15 градусов по Цельсию. В версии F-35 для Морской пехоты при посадке перегревается вентилятор вертикального полета и выходят из строя приводы сопла. Военные эксперты сделали вывод, что перспективный фронтовой истребитель пока не годится для боевых вылетов. В феврале 2013г. Министерство обороны США вынуждено было на некоторое время приостановить полеты F-35 из-за очередной неисправности: трещины на лопасти турбины двигателя.
Филькина грамота F-35
По мнению руководителя агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, в том, что амбициозный и широко разрекламированный американский проект новейшего суперистребителя испытывает сложности, нет ничего удивительного. "F-35 является чрезвычайно насыщенной с точки зрения технических и технологических решений машиной, ранее нигде не отработанных. Поэтому инженерам приходится устранять многочисленные недостатки", - констатировал эксперт. На качестве новейшего американского истребителя сказался также недостаток квалифицированных специалистов в США. "Процессы, которые происходили в свое время в США и в СССР по разработке вооружений, существенно замедлились в последние десятилетия в силу понятных причин. В Соединенных Штатах, как и в России, произошел определенный разрыв поколений инженерно-технических специалистов. По количеству специалистов, задействованных в оборонно-промышленном комплексе, Штаты тоже несколько "просели". Это, безусловно, также сказалось на качестве самолета", - считает О.Пантелеев.
Главной бедой F-35 Lightning II являются не "детские болезни", которые можно устранить, а его запредельная стоимость и растущие как на дрожжах затраты на сам проект, добавил Юрий Авдеев из газеты "Красная звезда". "Благодаря мощному пиару все привыкли думать, что у американцев все прекрасно (с новейшими вооружениями). Но, как выясняется, это не совсем так, - отметил он. -
Сегодня американские специалисты вынуждены по ряду обстоятельств "приподнимать занавес" и раскрывать истинное положение дел". По мнению Ю.Авдеева, пересматривать объемы военных контрактов и сравнивать цены с конкурентами заставляет мировой экономический кризис.
Дания и Австралия уже отказались от планов по закупке F-35. Не исключено, что такое же решение примет и Италия. Ранее Пентагон заявлял, что намерен приобрести около 2,4 тыс. таких самолетов, а на их разработку и закупку из госбюджета США в течение 50 лет будет выделено около 1,5 млрд долл. Пока же к марту 2013г. выпущено всего чуть более полусотни F-35, что неудивительно: вместе с бюджетом самого проекта многократно выросла и цена самолета - с 90 до почти 200 млн долл.
"Когда при подписании соглашений о поставках самолетов странам - партнерам США называли одни цифры, а теперь предъявляют совершенно другие, у них резко исчезает аппетит. А дальше выясняется, что нужно устранять недоработки, на что тоже необходимо дополнительное финансирование", - добавил Ю.Авдеев.
С коллегой согласен и главный редактор "Аэрокосмического обозрения" Виктор Анучин. По его словам, в сам проект изначально заложены завышенные боевые характеристики, чтобы сделать его привлекательнее для потенциальных заказчиков. "Это делается, чтобы получить по максимум финансирование, дополнительные заказы других стран на этот истребитель. А когда доходит до дела, оказывается, что все это филькина грамота, - сказал он.
Ближайшими конкурентами американских F-35 Lightning II являются перспективные боевые разработки пятого поколения - российский Т-50 и китайский J-20. Сравнивать машины эксперты не берутся, поскольку нет точных данных об их боевых характеристиках.
По мнению экспертов, опрошенных РБК, вопреки всем трудностям американцы, скорее всего, продолжат реализацию проекта F-35. А значит, вложение денег в него будет продолжено, а сам истребитель явно не подешевеет.
Министерство обороны Соединенных Штатов ломает голову над тем, стоит ли продолжать финансирование сомнительного проекта, который уже "съел" около 1 трлн долл. А партнеры США в Евросоюзе размышляют, нужен ли им запредельно дорогой истребитель с таким количеством технических недоработок.
Железный аргумент мировой политики
Размер военной дубины всегда был весомым аргументом в ведении международных переговоров. И, судя по всему, игра мышцами и бряцание оружием еще долго останутся доминантой мировой политики. Как заявил накануне российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, эффективное решение политических и экономических вопросов напрямую зависит от наличия угрозы применения военной силы. По его мнению, подходы времен холодной войны и сегодня имеют место.
В этом смысле многочисленные технические недоработки и просчеты проекта F-35 Lightning II не только подмачивают репутацию американской военной промышленности, но и больно бьют по военной доктрине США, считающей боевую авиацию основной ударной силой армии.
Амбициозная программа по созданию универсального истребителя-бомбардировщика пятого поколения для стран НАТО была запущена в 2001г. Компания Lockheed Martin разработала три варианта боевой машины F-35: для Военно-воздушных сил, флота и корпуса Морской пехоты США. Последний предусматривает возможности укороченного взлета и вертикальной посадки. Новейший истребитель должен заменить, в частности, самолеты F-16 Fighting Falcon, A-10 Thunderbolt II, F/A-18 Hornet и штурмовики вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II.
"Молния" невезения
Спонсорами программы разработки новейшего истребителя, кроме США, являются Великобритания, Нидерланды, Италия, Канада и другие страны. Изначально она оценивалась в 40 млрд долл., но, как водится, аппетиты военных росли. В результате расходы на реализацию проекта увеличились многократно и к 2013г. превысили 1 трлн долл.
Между тем во время учений Pacific Vision-2008 истребитель F-35 оказался не на высоте. Тогда выяснилось, что позиционировавшийся как самолет пятого поколения F-35 "Молния" по ряду параметров проигрывает российскому СУ-35 и эффективно поражается зенитно-ракетным комплексом С-400 "Триумф".
Еще более неутешительные выводы о качестве новых F-35 сделали в Управлении эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона (OT&E). В минувшем году на всех трех версиях самолета обнаружились многочисленные технические дефекты. Один из них (недоработки бортовой системы генерации инертных газов OBIGGS, отвечающей за наполнение топливных баков воздушной смесью) создает повышенную опасность при полетах теоретически всепогодного истребителя в грозовых условиях. Специалисты сделали вывод, что топливные баки и двигатель самолета могут взорваться при попадании в него молнии. Из-за этого F-35 вынужден облетать минимум за 40 км участки с частыми грозами.
Кроме того, согласно просочившимся в американскую прессу данным секретного доклада Пентагона для конгресса США, у новейшего истребителя затруднен обзор из кабины пилота и зафиксированы отказы бортовых систем при морозе ниже 15 градусов по Цельсию. В версии F-35 для Морской пехоты при посадке перегревается вентилятор вертикального полета и выходят из строя приводы сопла. Военные эксперты сделали вывод, что перспективный фронтовой истребитель пока не годится для боевых вылетов. В феврале 2013г. Министерство обороны США вынуждено было на некоторое время приостановить полеты F-35 из-за очередной неисправности: трещины на лопасти турбины двигателя.
Филькина грамота F-35
По мнению руководителя агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, в том, что амбициозный и широко разрекламированный американский проект новейшего суперистребителя испытывает сложности, нет ничего удивительного. "F-35 является чрезвычайно насыщенной с точки зрения технических и технологических решений машиной, ранее нигде не отработанных. Поэтому инженерам приходится устранять многочисленные недостатки", - констатировал эксперт. На качестве новейшего американского истребителя сказался также недостаток квалифицированных специалистов в США. "Процессы, которые происходили в свое время в США и в СССР по разработке вооружений, существенно замедлились в последние десятилетия в силу понятных причин. В Соединенных Штатах, как и в России, произошел определенный разрыв поколений инженерно-технических специалистов. По количеству специалистов, задействованных в оборонно-промышленном комплексе, Штаты тоже несколько "просели". Это, безусловно, также сказалось на качестве самолета", - считает О.Пантелеев.
Главной бедой F-35 Lightning II являются не "детские болезни", которые можно устранить, а его запредельная стоимость и растущие как на дрожжах затраты на сам проект, добавил Юрий Авдеев из газеты "Красная звезда". "Благодаря мощному пиару все привыкли думать, что у американцев все прекрасно (с новейшими вооружениями). Но, как выясняется, это не совсем так, - отметил он. -
Сегодня американские специалисты вынуждены по ряду обстоятельств "приподнимать занавес" и раскрывать истинное положение дел". По мнению Ю.Авдеева, пересматривать объемы военных контрактов и сравнивать цены с конкурентами заставляет мировой экономический кризис.
Дания и Австралия уже отказались от планов по закупке F-35. Не исключено, что такое же решение примет и Италия. Ранее Пентагон заявлял, что намерен приобрести около 2,4 тыс. таких самолетов, а на их разработку и закупку из госбюджета США в течение 50 лет будет выделено около 1,5 млрд долл. Пока же к марту 2013г. выпущено всего чуть более полусотни F-35, что неудивительно: вместе с бюджетом самого проекта многократно выросла и цена самолета - с 90 до почти 200 млн долл.
"Когда при подписании соглашений о поставках самолетов странам - партнерам США называли одни цифры, а теперь предъявляют совершенно другие, у них резко исчезает аппетит. А дальше выясняется, что нужно устранять недоработки, на что тоже необходимо дополнительное финансирование", - добавил Ю.Авдеев.
С коллегой согласен и главный редактор "Аэрокосмического обозрения" Виктор Анучин. По его словам, в сам проект изначально заложены завышенные боевые характеристики, чтобы сделать его привлекательнее для потенциальных заказчиков. "Это делается, чтобы получить по максимум финансирование, дополнительные заказы других стран на этот истребитель. А когда доходит до дела, оказывается, что все это филькина грамота, - сказал он.
Ближайшими конкурентами американских F-35 Lightning II являются перспективные боевые разработки пятого поколения - российский Т-50 и китайский J-20. Сравнивать машины эксперты не берутся, поскольку нет точных данных об их боевых характеристиках.
По мнению экспертов, опрошенных РБК, вопреки всем трудностям американцы, скорее всего, продолжат реализацию проекта F-35. А значит, вложение денег в него будет продолжено, а сам истребитель явно не подешевеет.
 
Источник: http://www.rbc.ru/