Марсоход
«Викинг», примарсившийся в 1976 году, первым из земных аппаратов
зарегистрировал следы хлорсодержащих углеводородов на Красной планете.
Как теперь понятно, это были следы наличия в тамошнем грунте
перхлоратов. (Здесь и ниже иллюстрации NASA / JPL-Caltech / University
of Arizona.)
Исследователи под руководством Альфонсо Давилы (Alfonso Davila) из Института SETI (США) подвергли сей факт, основанный на находках американских марсоходов, подробному рассмотрению с двух точек зрения.
Во-первых, полагают учёные, это плохо. Даже очень : перхлораты — токсины для растений. Поэтому любое марсианское поселение не сможет без обработки использовать компоненты грунта для повышения минерализации почв выращиваемых растений. Более того, все перхлораты, которые способны давать перхлорат-ион в организме, угнетают деятельность щитовидной железы, что ведет к гипотиреозу. По сути, это яды, и даже 0,5% — слишком много, так как в условиях Марса с его пылевыми бурями всё это неизбежно окажется на скафандрах и в их складках, а значит, первые жители планеты будут находиться под постоянной угрозой отравления весьма токсичной пылью.
Что делать? Прежде чем попасть в помещение, нужно обработать скафандр специальным гелем, а лучше всего использовать типичный для многих лабораторий костюм с гибким соединением-гармошкой, через который космонавт заходит в свое облачение, а затем, покидая защищённую зону базы, застёгивает изнутри, минимизируя контакт поверхности скафандра с воздухом поселения. Итак, проблема решаемая.
Во-вторых, отмечают исследователи, перхлораты — это хорошо. Перхлорат аммония — сильный окислитель, используемый не только во взрывчатке, но и в твёрдом ракетном топливе, что в перспективе позволяет применять его для производства значительной части топлива для отправляющихся на Землю ракет прямо на Красной планете.
Да и просто при разложении нагреванием перхлорат распадается на хлор, азот (или другие компоненты, если речь идёт не о перхлоратах аммония) и воду. Вода же в марсианских условиях довольно ценна. Не говоря уже о том, что её можно использовать для разложения на кислород и водород, а кислорода космонавтам потребуется много.
Наконец, перхлорат крайне важен для гипотетической марсианской бактериальной жизни. Скажем, на Земле не бывает слишком высокой концентрации перхлоратов, тем не менее хемоавтотрофы научились использовать его для получения энергии.
Карта
распределения хлора на высоте одного метра над поверхностью Марса. Как
считается, его первичным источником служат именно нагреваемые за время
марсианского дня перхлораты.
Восстанавливая перхлораты до хлоридов, многие земные бактерии получают необходимую им энергию, и там, где в земной воде слишком много перхлоратов, именно микробы могут быть использованы для очистки воды. В принципе, ничто не мешает также очищать воду, полученную нагревом этих самых перхлоратов из марсианской почвы. Это относительно дешёвый и безопасный способ, полагают исследователи.
Главное же вот в чём: перхлораты действуют как антифризы, и благодаря им вода на экваториальной поверхности Марса может находиться в жидкой фазе (в лужах) дольше, чем без них, а значит, простейшие организмы могут эффективнее использовать энергию тех же перхлоратов для выживания.
Отчёт об исследовании вскоре будет опубликован в издании International Journal of Astrobiology.
Подготовлено по материалам Space.Com.