Вход / Регистрация
05.11.2024, 17:21
Феномен «дорог смерти»
«Дороги смерти» – такое название закрепилось за участками дорог с
повышенной аварийностью, местами, словно притягивающими аварии, которые
на первый взгляд, сложно объяснить естественными причинами. Эти дороги
являются самым распространённым типом «гиблых мест» современности и в
отличие от многих других «нехороших» мест они обычно задокументированы.
В ходе исследования аспектов сакральной географии в Ленинградской области в 2009–2013гг. автором было зафиксировано несколько таких участков (вероятно, их гораздо больше), о некоторых из которых пойдет речь ниже. «Гиблые» места можно назвать своеобразными антиподами святых и целительных мест, и поскольку все в мире взаимосвязано, представляет интерес рассмотреть и некоторые их особенности, хотя в целом, этой теме было уделено гораздо меньше внимания и сил.
Наблюдение №1: с точки зрения фольклора
1. Места, требующие жертв
В фольклоре Ленинградской области можно найти упоминания о местах, которые с некоторой степенью условности можно назвать предтечами гиблых мест на дорогах – природных местах, которые словно притягивали смерть людей. Информация о нескольких таких местах собрана этнографами в разных районах области, например в западных районах речь идёт о некоторых водоёмах и камнях. Эти места и их странные свойства, вероятно, были известны людям издревле и местное население приспособилось к ним, принося в жертву животных.
Считалось, что если этого не сделать, то в этом месте погибнет человек. Подобные суеверия чаще всего связывались с водными духами, но были очень широко распространены. В качестве примера можно процитировать характерный для Ленинградской области случай из д. Орлы (Котко), Кингисеппского района:
«Принесение барана в жертву местные жители объясняли так: я родился и вырос в деревне Котко. Там было много детей, и каждое лето кто-нибудь из детей тонул в реке. Тогда говорили, что Кирлоукс приходит вас хватать. Тогда брали из деревенского стада большого барана. И тогда забивали его и бросали кишки туда в реку, чтобы Кирлоукс не трогал детей, и в это все верили».
Впрочем, общего у них с «дорогами смерти» немного – то, что водоёмы в древности также являлись «дорогами» и то, что в обоих случаях гибель людей привязывается к конкретным местам.
2. Чёртовы дороги, «голые дороги», дороги духов
Другой фольклорный феномен, также известный в некоторых районах Северо-Запада , это так называемые «чёртовы дороги», именуемые также иногда «голыми дорогами» (д. Ладва, Подпорожский район). Эти «дороги» также считаются опасными местами, на которых нельзя ночевать или строить дома. Считается, что по этим дорогам ездят призраки, черти и т.п. В реальности, на таких местах иногда наблюдаются сильные локальные вихри или порывы ветра («деревья клонились до земли», как рассказывал один из очевидцев в ходе одного опроса в 2009 г.).
В некоторых случаях «голая дорога» является линией подавленной, или менее выразительной относительно фона, растительности, по краям которой растут особо пышные деревья . Там где «чёртова дорога» пересекает «обычную» часто разрушается покрытие, прохождение «чёртовой дороги» через какое-либо сооружение легко опознать по симметрично располагающимся трещинам на противоположных стенах, по пятнам мхов и т.п. признакам.
Среди западных исследователей подобные природные проявления получили название «чёрный поток» (Cowan D., Stark A. ), в России – «полосы биофизических аномалий» , в некоторых случаях их связывают с подземными водными жилами, разломами и другими природными проявлениями. «Дороги духов» известны во многих культурах и традициях, наиболее известные примеры – в Западной Европе, Китае, Центральной Америке , но и этот феномен также лишь косвенно может касаться рассматриваемых здесь гиблых мест на современных дорогах.
Собственно феномен «дорог смерти» возник уже в наше время, в связи с развитием транспорта, и хотя особого фольклора не сформировал, о таких гиблых участках могут поведать местные жители во многих районах. Например, существует распространённое народное мнение, что «дороги смерти» возникают там, где современные дороги прокладывают по старым кладбищам и жальникам, но эта версия часто не проверяема. Вполне возможно, что она далеко не всегда отражает реальное положение вещей.
Например, автору известен случай, когда одну дорогу в Лужском районе засыпали песком с жальника вперемешку с костями, при этом никакого увеличения аварий там не произошло. С другой стороны нельзя сказать, что в таких местах дороги проходят через ГПЗ (ГПЗ - Геопатогенные Зоны). Например, у одного известного «нехорошего» места в Гатчинском районе, мимо которого поворачивает дорога, никакого множества аварий нет, хотя расположенная в самом лесу подстанция ломается без видимых причин с завидной периодичностью.
Также у нескольких других блудных мест, мимо которых проходят дороги, не фиксируется повышенная аварийность. К «дорогам смерти» вероятно нельзя отнести место единичного наблюдения хрономиража в Гатчинском районе, где также было несколько аварий и имеется плавный поворот. В целом опросы современного местного населения не позволяют выявить возможные убедительные причины образования участков с повышенной аварийностью, не связывают их с какими-либо древними поверьями.
3. Характерные черты
Отличительными признаками «дорог смерти» являются:
1. Обычно «дорога смерти» это прямой участок дороги без крутых поворотов и видимых сложностей.
2. Небольшое движение.
3. Более-менее сносное асфальтовое покрытие.
4. Свидетельства о многочисленных авариях в этих местах (чаще выраженные в рассказах очевидцев, чем в придорожных венках).
Аварийные перекрестки, как например у д. Пижма, а также участки шоссе с большим движением (как у п. Кипень), сложным рельефом, резкими и не просматриваемыми поворотами, вероятной сменой режима вождения («город – загород») здесь по понятным причинам не рассматриваются.
Наблюдение №2: особенности «гиблых» участков
Выявление «дорог смерти» это не просто пересчёт венков на придорожных столбах и деревьях, но в первую очередь опрос местных жителей, работа со старинными географическими и современными геологическими и археологическими картами, выявление возможной микротопонимики, поиск сообщений в СМИ и т.п. Помимо всего этого важным источником информации является оценка самого места, учет его особенностей. Приведем несколько примеров:
1. Гатчинский район, участок дороги п.Сиверский – д. Белогорка
Сведения о повышенной аварийности на данном участке прослеживаются с советских времён. По более современной информации, записанной от краеведа и местного жителя Станислава Степанова: «Аварий там было в разные годы действительно много, на трассе Белогорка–Кировец погибло много людей, троих я знал, всего за последние лет 5 человек 6». Также имеются единичные наблюдения об участке у дороги, в который в грозу бьют молнии. Из особенностей места можно назвать отсутствие тектонических разломов, наличие подстанции и ЛЭП у аварийного участка, небольшое понижение и смена ландшафта «лес–поле».
2. Гатчинский район, участок дороги у ур. Колмолово
Из особенностей места можно назвать отсутствие тектонических разломов, ЛЭП, смены ландшафтных зон и высоты. Характерный момент – старое финское название ближайшего урочища Колмолово, однокоренное со словом «коломки» (могильник). Возможно, древние что-то знали про это место и отметили свое понимание в топонимике? Данное место слабо изучено.
3. Волосовский район, Козья гора
Характерные признаки места: разлом, смена ландшафтных зон «лес–поле», понижение, поворот ЛЭП, старый карьер. Возможно, топоним также указывает на какие-либо известные в старину нехорошие свойства места. Особо аварийным считается участок у камней, собранных с поля в гряду вдоль дороги. При обследовании места в 2009 году каких-либо следов возможного культового назначения свёрнутых камней выявлено не было.
Схема аварийного участка на дороге Сокколово – Корпиково (сост. Д.Курдюкова, 2013).
4. Гатчинский район, участок дороги Сокколово – Корпиково
Сообщения о данной «дороге смерти» время от времени попадаются в СМИ. Для более чёткого представления о теме процитируем одно из таких сообщений:
«– Видите крест? – спросил парень, когда наша фотосессия закончилась. – Здесь два года назад погиб начальник криминальной милиции, пошёл на обгон и… Дальше ещё два креста. Это место вообще какое-то проклятое, здесь постоянно бьются. Я спросила про крест полицейских, и они подтвердили, что, действительно, он стоит на месте гибели Александра Савалайнена, начальника гатчинской криминальной милиции. – А место, и правда, странное. Я в прошлом году зимой выезжал сюда на ДТП. Так представьте, «Фиат Дукат» выскочил с дороги на обочину и по сугробам прыгал метров 50, потом съехал на дорогу, догнал впереди идущую машину и въехал ей в зад! Причём, – задумчиво сказал инспектор, – говорит, что скорость была небольшая...».
Характерные признаки этого места: отсутствие разломов, смена ландшафтных зон «лес–поле», недалеко поворот ЛЭП. Несмотря на уже привычное и внешне банальное сочетание факторов, это место заслуживает отдельного разговора. Его особенностью является то, что центром аварийного участка дороги является памятник над братской могилой, расположенный ровно посередине между двумя пересекающими дорогу ручьями.
У этого памятника есть интересные особенности, его форма образует «визир», состоящий из «V»-образной стелы и совмещенного с её центром «постамента», ориентированного на дорогу. Образованное этими двумя сооружениями «направление» легко фиксируется биолокацией (причем имеет некоторую заметную инерцию) и визуально определяется по окружающей растительности.
Так, напротив памятника через дорогу деревья ниже, чем соседние, это можно было бы назвать случайностью, но с «лесной» стороны памятника – сразу за центром стелы также стоит засохшее дерево, за ним еще несколько поврежденных деревьев, хотя далеко от памятника в лесу это направление не прослеживается. Другой интересный момент, это привязка данного аварийного участка к захоронению (пусть и не древнему), хотя дорога здесь проходит не по могилам, а рядом, тем не менее, подобное соседство также коррелируется с известными фольклорными сюжетами.
Исходя из осмотра данного места, можно предположить, что вполне возможной причиной, либо одной из причин в совокупности факторов негативного влияния на этом месте, является непродуманное архитектурное решение над захоронением, создающее условную «зону напряженности» сфокусированную на дороге и влияющую не только на людей, но и на деревья.
Возможно, демонтаж столь неудачного памятника или его замена более продуманной архитектурной композицией смогут повлиять на странную аварийность на этом ровном месте. Хотя и в целом нелепую советскую привычку устраивать кладбища и почитаемые могилы в самых неожиданных и непродуманных местах нельзя назвать удачной и разумной.
Возможные предварительные выводы
Этот перечень можно продолжать, но характерные черты можно отметить и по данным кратким описаниям. В первую очередь следует отметить, что, несмотря на внешнюю простоту, отсутствие большого движения и прямоту, «дороги смерти» имеют свои особенности, к которым можно отнести смену ландшафтных зон, небольшие понижения, наличие техногенного фактора – ЛЭП, в некоторых случаях видимо могут играть роль и неудачные архитектурные решения.
Попытка выявить взаимосвязь с тектоническими разломами не дала сколько-нибудь осязаемого результата, а вот статистика связанная с привязкой аварийных участков к ЛЭП показывает, что возможно этот фактор весьма весом. Естественно, причины аварийности субъективны и важнее всего в них роль человеческого фактора, но при некоторых условиях, вероятно, он может усугубляться многократно и то, что в другом, «обычном», месте ни к чему не приведет, на «гиблых» участках приводит к печальным последствиям.
Можно предположить, что в основе высокой аварийности может лежать сочетание нескольких факторов, при определенных условиях влияющих на человека. В пользу версии о влиянии таких мест именно на человека, а не на технику говорит тот факт, что иногда здесь могут подстерегать неприятности даже пешеходов (п.3) и велосипедистов (п.1), хотя и гораздо реже. Несомненно, свою роль тут может играть и фактор смены среды – закрытого пространства – леса, и открытого – поля, перепад высот.
Интересно отметить, что участки с повышенной аварийностью видимо чаще соответствуют сочетанию прямой дороги и повороту ЛЭП, чем дороге, поворачивающей под ЛЭП, возможно при поворотах человек более внимательно управляет транспортом, чем на прямом участке, возможны и иные причины.
С учётом проведённых наблюдений и сопоставлений можно также предположить, что в таких местах может играть роль и простая схема «где тонко, там и рвётся», т.е. человек в неустойчивом состоянии (болезни, усталости и т.д.) будет более подвержен риску. Утро, вечер, новолуния (п.4), сложные метеоусловия, магнитные бури и дни затмений, также могут оказаться наиболее опасными моментами в таких местах. При этом в другое время опасность данных мест может оказаться не выше любых других. Впрочем, это только предположение, пока не подтверждённое статистикой.
В целом, данный небольшой обзор является во многом лишь предварительными наблюдениями, но вполне возможно в будущем феномен «дорог смерти» будет рассмотрен соответствующими организациями и учреждениями более подробно, будут составлены доступные карты таких мест, сами места будут отмечены предупреждающими знаками, будут выработаны рекомендации по безопасности, либо эти участки будут нейтрализованы.
В ходе исследования аспектов сакральной географии в Ленинградской области в 2009–2013гг. автором было зафиксировано несколько таких участков (вероятно, их гораздо больше), о некоторых из которых пойдет речь ниже. «Гиблые» места можно назвать своеобразными антиподами святых и целительных мест, и поскольку все в мире взаимосвязано, представляет интерес рассмотреть и некоторые их особенности, хотя в целом, этой теме было уделено гораздо меньше внимания и сил.
Наблюдение №1: с точки зрения фольклора
1. Места, требующие жертв
В фольклоре Ленинградской области можно найти упоминания о местах, которые с некоторой степенью условности можно назвать предтечами гиблых мест на дорогах – природных местах, которые словно притягивали смерть людей. Информация о нескольких таких местах собрана этнографами в разных районах области, например в западных районах речь идёт о некоторых водоёмах и камнях. Эти места и их странные свойства, вероятно, были известны людям издревле и местное население приспособилось к ним, принося в жертву животных.
Считалось, что если этого не сделать, то в этом месте погибнет человек. Подобные суеверия чаще всего связывались с водными духами, но были очень широко распространены. В качестве примера можно процитировать характерный для Ленинградской области случай из д. Орлы (Котко), Кингисеппского района:
«Принесение барана в жертву местные жители объясняли так: я родился и вырос в деревне Котко. Там было много детей, и каждое лето кто-нибудь из детей тонул в реке. Тогда говорили, что Кирлоукс приходит вас хватать. Тогда брали из деревенского стада большого барана. И тогда забивали его и бросали кишки туда в реку, чтобы Кирлоукс не трогал детей, и в это все верили».
Впрочем, общего у них с «дорогами смерти» немного – то, что водоёмы в древности также являлись «дорогами» и то, что в обоих случаях гибель людей привязывается к конкретным местам.
2. Чёртовы дороги, «голые дороги», дороги духов
Другой фольклорный феномен, также известный в некоторых районах Северо-Запада , это так называемые «чёртовы дороги», именуемые также иногда «голыми дорогами» (д. Ладва, Подпорожский район). Эти «дороги» также считаются опасными местами, на которых нельзя ночевать или строить дома. Считается, что по этим дорогам ездят призраки, черти и т.п. В реальности, на таких местах иногда наблюдаются сильные локальные вихри или порывы ветра («деревья клонились до земли», как рассказывал один из очевидцев в ходе одного опроса в 2009 г.).
В некоторых случаях «голая дорога» является линией подавленной, или менее выразительной относительно фона, растительности, по краям которой растут особо пышные деревья . Там где «чёртова дорога» пересекает «обычную» часто разрушается покрытие, прохождение «чёртовой дороги» через какое-либо сооружение легко опознать по симметрично располагающимся трещинам на противоположных стенах, по пятнам мхов и т.п. признакам.
Среди западных исследователей подобные природные проявления получили название «чёрный поток» (Cowan D., Stark A. ), в России – «полосы биофизических аномалий» , в некоторых случаях их связывают с подземными водными жилами, разломами и другими природными проявлениями. «Дороги духов» известны во многих культурах и традициях, наиболее известные примеры – в Западной Европе, Китае, Центральной Америке , но и этот феномен также лишь косвенно может касаться рассматриваемых здесь гиблых мест на современных дорогах.
Собственно феномен «дорог смерти» возник уже в наше время, в связи с развитием транспорта, и хотя особого фольклора не сформировал, о таких гиблых участках могут поведать местные жители во многих районах. Например, существует распространённое народное мнение, что «дороги смерти» возникают там, где современные дороги прокладывают по старым кладбищам и жальникам, но эта версия часто не проверяема. Вполне возможно, что она далеко не всегда отражает реальное положение вещей.
Например, автору известен случай, когда одну дорогу в Лужском районе засыпали песком с жальника вперемешку с костями, при этом никакого увеличения аварий там не произошло. С другой стороны нельзя сказать, что в таких местах дороги проходят через ГПЗ (ГПЗ - Геопатогенные Зоны). Например, у одного известного «нехорошего» места в Гатчинском районе, мимо которого поворачивает дорога, никакого множества аварий нет, хотя расположенная в самом лесу подстанция ломается без видимых причин с завидной периодичностью.
Также у нескольких других блудных мест, мимо которых проходят дороги, не фиксируется повышенная аварийность. К «дорогам смерти» вероятно нельзя отнести место единичного наблюдения хрономиража в Гатчинском районе, где также было несколько аварий и имеется плавный поворот. В целом опросы современного местного населения не позволяют выявить возможные убедительные причины образования участков с повышенной аварийностью, не связывают их с какими-либо древними поверьями.
3. Характерные черты
Отличительными признаками «дорог смерти» являются:
1. Обычно «дорога смерти» это прямой участок дороги без крутых поворотов и видимых сложностей.
2. Небольшое движение.
3. Более-менее сносное асфальтовое покрытие.
4. Свидетельства о многочисленных авариях в этих местах (чаще выраженные в рассказах очевидцев, чем в придорожных венках).
Аварийные перекрестки, как например у д. Пижма, а также участки шоссе с большим движением (как у п. Кипень), сложным рельефом, резкими и не просматриваемыми поворотами, вероятной сменой режима вождения («город – загород») здесь по понятным причинам не рассматриваются.
Наблюдение №2: особенности «гиблых» участков
Выявление «дорог смерти» это не просто пересчёт венков на придорожных столбах и деревьях, но в первую очередь опрос местных жителей, работа со старинными географическими и современными геологическими и археологическими картами, выявление возможной микротопонимики, поиск сообщений в СМИ и т.п. Помимо всего этого важным источником информации является оценка самого места, учет его особенностей. Приведем несколько примеров:
1. Гатчинский район, участок дороги п.Сиверский – д. Белогорка
Сведения о повышенной аварийности на данном участке прослеживаются с советских времён. По более современной информации, записанной от краеведа и местного жителя Станислава Степанова: «Аварий там было в разные годы действительно много, на трассе Белогорка–Кировец погибло много людей, троих я знал, всего за последние лет 5 человек 6». Также имеются единичные наблюдения об участке у дороги, в который в грозу бьют молнии. Из особенностей места можно назвать отсутствие тектонических разломов, наличие подстанции и ЛЭП у аварийного участка, небольшое понижение и смена ландшафта «лес–поле».
2. Гатчинский район, участок дороги у ур. Колмолово
Из особенностей места можно назвать отсутствие тектонических разломов, ЛЭП, смены ландшафтных зон и высоты. Характерный момент – старое финское название ближайшего урочища Колмолово, однокоренное со словом «коломки» (могильник). Возможно, древние что-то знали про это место и отметили свое понимание в топонимике? Данное место слабо изучено.
3. Волосовский район, Козья гора
Характерные признаки места: разлом, смена ландшафтных зон «лес–поле», понижение, поворот ЛЭП, старый карьер. Возможно, топоним также указывает на какие-либо известные в старину нехорошие свойства места. Особо аварийным считается участок у камней, собранных с поля в гряду вдоль дороги. При обследовании места в 2009 году каких-либо следов возможного культового назначения свёрнутых камней выявлено не было.
Схема аварийного участка на дороге Сокколово – Корпиково (сост. Д.Курдюкова, 2013).
4. Гатчинский район, участок дороги Сокколово – Корпиково
Сообщения о данной «дороге смерти» время от времени попадаются в СМИ. Для более чёткого представления о теме процитируем одно из таких сообщений:
«– Видите крест? – спросил парень, когда наша фотосессия закончилась. – Здесь два года назад погиб начальник криминальной милиции, пошёл на обгон и… Дальше ещё два креста. Это место вообще какое-то проклятое, здесь постоянно бьются. Я спросила про крест полицейских, и они подтвердили, что, действительно, он стоит на месте гибели Александра Савалайнена, начальника гатчинской криминальной милиции. – А место, и правда, странное. Я в прошлом году зимой выезжал сюда на ДТП. Так представьте, «Фиат Дукат» выскочил с дороги на обочину и по сугробам прыгал метров 50, потом съехал на дорогу, догнал впереди идущую машину и въехал ей в зад! Причём, – задумчиво сказал инспектор, – говорит, что скорость была небольшая...».
Характерные признаки этого места: отсутствие разломов, смена ландшафтных зон «лес–поле», недалеко поворот ЛЭП. Несмотря на уже привычное и внешне банальное сочетание факторов, это место заслуживает отдельного разговора. Его особенностью является то, что центром аварийного участка дороги является памятник над братской могилой, расположенный ровно посередине между двумя пересекающими дорогу ручьями.
У этого памятника есть интересные особенности, его форма образует «визир», состоящий из «V»-образной стелы и совмещенного с её центром «постамента», ориентированного на дорогу. Образованное этими двумя сооружениями «направление» легко фиксируется биолокацией (причем имеет некоторую заметную инерцию) и визуально определяется по окружающей растительности.
Так, напротив памятника через дорогу деревья ниже, чем соседние, это можно было бы назвать случайностью, но с «лесной» стороны памятника – сразу за центром стелы также стоит засохшее дерево, за ним еще несколько поврежденных деревьев, хотя далеко от памятника в лесу это направление не прослеживается. Другой интересный момент, это привязка данного аварийного участка к захоронению (пусть и не древнему), хотя дорога здесь проходит не по могилам, а рядом, тем не менее, подобное соседство также коррелируется с известными фольклорными сюжетами.
Исходя из осмотра данного места, можно предположить, что вполне возможной причиной, либо одной из причин в совокупности факторов негативного влияния на этом месте, является непродуманное архитектурное решение над захоронением, создающее условную «зону напряженности» сфокусированную на дороге и влияющую не только на людей, но и на деревья.
Возможно, демонтаж столь неудачного памятника или его замена более продуманной архитектурной композицией смогут повлиять на странную аварийность на этом ровном месте. Хотя и в целом нелепую советскую привычку устраивать кладбища и почитаемые могилы в самых неожиданных и непродуманных местах нельзя назвать удачной и разумной.
Возможные предварительные выводы
Этот перечень можно продолжать, но характерные черты можно отметить и по данным кратким описаниям. В первую очередь следует отметить, что, несмотря на внешнюю простоту, отсутствие большого движения и прямоту, «дороги смерти» имеют свои особенности, к которым можно отнести смену ландшафтных зон, небольшие понижения, наличие техногенного фактора – ЛЭП, в некоторых случаях видимо могут играть роль и неудачные архитектурные решения.
Попытка выявить взаимосвязь с тектоническими разломами не дала сколько-нибудь осязаемого результата, а вот статистика связанная с привязкой аварийных участков к ЛЭП показывает, что возможно этот фактор весьма весом. Естественно, причины аварийности субъективны и важнее всего в них роль человеческого фактора, но при некоторых условиях, вероятно, он может усугубляться многократно и то, что в другом, «обычном», месте ни к чему не приведет, на «гиблых» участках приводит к печальным последствиям.
Можно предположить, что в основе высокой аварийности может лежать сочетание нескольких факторов, при определенных условиях влияющих на человека. В пользу версии о влиянии таких мест именно на человека, а не на технику говорит тот факт, что иногда здесь могут подстерегать неприятности даже пешеходов (п.3) и велосипедистов (п.1), хотя и гораздо реже. Несомненно, свою роль тут может играть и фактор смены среды – закрытого пространства – леса, и открытого – поля, перепад высот.
Интересно отметить, что участки с повышенной аварийностью видимо чаще соответствуют сочетанию прямой дороги и повороту ЛЭП, чем дороге, поворачивающей под ЛЭП, возможно при поворотах человек более внимательно управляет транспортом, чем на прямом участке, возможны и иные причины.
С учётом проведённых наблюдений и сопоставлений можно также предположить, что в таких местах может играть роль и простая схема «где тонко, там и рвётся», т.е. человек в неустойчивом состоянии (болезни, усталости и т.д.) будет более подвержен риску. Утро, вечер, новолуния (п.4), сложные метеоусловия, магнитные бури и дни затмений, также могут оказаться наиболее опасными моментами в таких местах. При этом в другое время опасность данных мест может оказаться не выше любых других. Впрочем, это только предположение, пока не подтверждённое статистикой.
В целом, данный небольшой обзор является во многом лишь предварительными наблюдениями, но вполне возможно в будущем феномен «дорог смерти» будет рассмотрен соответствующими организациями и учреждениями более подробно, будут составлены доступные карты таких мест, сами места будут отмечены предупреждающими знаками, будут выработаны рекомендации по безопасности, либо эти участки будут нейтрализованы.