Извержение вулкана Бардарбунга угрожает Европе очередным транспортным коллапсом
Однако эксперты не исключают, что извержение Бардарбунги может вызвать в Европе нарушение авиаперевозок, подобное тому, что случилось из-за активности вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году.
Сейсмическую активность в районе Бардарбунги специалисты начали замечать еще ранним летом, однако только сейчас вулкан заставил людей забеспокоиться. 18 августа были зафиксированы первые подземные толчки и движения магмы на глубине от трех километров под поверхностью ледника. Опасаясь наводнений, вызванных таянием ледников, власти Исландии перекрыли ряд автомобильных дорог. А 20 августа начали эвакуацию людей из опасных районов. В период с 22 августа вблизи вулкана было зафиксировано несколько землетрясений магнитудой от 4,7 до 5,7 условных единиц (по шкале Рихтера).
Ситуация напоминает ту, что сложилась в 2010 году. Тогда проснувшийся после 200-летней спячки исландский вулкан Эйяфьятлайокудль на шесть дней парализовал авиасообщение в Европе. Только за первые 72 часа извержения вулкан выбросил в воздух около 140 миллионов кубометров пепла, что привело к закрытию воздушного пространства над десятками стран.
По своим последствиям для мировых авиакомпаний извержение вулкана Эйяфьятлайокудль аналитики сравнивали с терактами 11 сентября 2001 года. Во всяком случае спад авиационных перевозок после вынужденного закрытия европейских аэропортов был вполне сопоставимым. А упущенная прибыль авиаперевозчиков тогда превысила миллиард долларов.
Пепел исландского вулкана, закрывший воздушное пространство Европы, стал еще одним доказательством тесной интеграции экономик разных стран. Отказ принимать рейсы аэропортами Парижа, Франкфурта и Лондона стал причиной серьезных проблем для предпринимателей в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Так, кенийские цветоводы теряли ежедневно не менее полутора миллионов долларов. Ведь Кения — крупнейший экспортер роз в мире. 80 процентов выращиваемых в этой стране цветов поставляются в страны Евросоюза, и в первую очередь в Великобританию. То же самое происходило и с кенийскими фруктами и овощами.
Пепел исландского вулкана лишил любимого лакомства японцев. Из-за него жители Страны восходящего солнца вдруг узнали, что 90 процентов лосося, используемого при приготовлении суши, поставляется из Норвегии. Причем именно самолетами. Ведь рыба для этого блюда должна быть сырой и свежей. В результате оптовая цена лосося в те дни в Японии подскочила сразу на 20 процентов.
Закрытие авиационного сообщения Европы с другими странами привело к падению производства нефтепродуктов. Сокращение спроса на авиационный керосин в мире оценивалось в миллион баррелей в день. Пострадали и производители электроники. Французские компании жаловались, что не получают комплектующие из Азии.
А японская Nissan остановила три конвейера по сборке автомобилей у себя дома. Оказалось, что для этого необходимы комплектующие, производимые в Ирландии. В Сеуле в аэропорту «зависли» 200 тысяч мобильных телефонов Samsung и LG на сумму в 30 миллионов долларов, предназначенные для европейских покупателей.
Британский туроператор TUI Travel ежедневно терял не менее пяти миллионов фунтов стерлингов, а их коллеги из Thomas Cook — по восемь миллионов евро. Ведь ежедневно в Европу до извержения вулкана прибывало до 700 тысяч туристов.
По данным руководителя Международной ассоциации воздушного транспорта Джованни Бисиньяни, во время извержения Эйяфьятлайокудля у альянса Air France-KLM каждый день потери составляли по 35 миллионов евро, у British Airways — до 26 миллионов, скандинавской SAS — до девяти миллионов. Даже малобюджетная компания EasyJet за пять дней кризиса потеряла 45 миллионов евро. 40 миллионов долларов в день составляли потери авиакомпаний стран Азии и Тихоокеанского региона.
Возможно ли, что ситуация повторится? У экспертов нет пока единого мнения на этот счет.
Гендиректор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко считает, что из-за извержения может быть закрыто воздушное пространство над Европой. «Преобладающие ветры в этом регионе с северо-запада на юго-восток, то есть от Исландии пепел может перетянуть на Европу, и у нас получится такая же ситуация, какая была четыре года назад», — рассказал Мельниченко.
Если извержение вулкана будет развиваться по худшему сценарию, то оно скажется на всех авиакомпаниях, которые используют европейское воздушное пространство. «Извержение затронет все мировые авиакомпании. Пострадают все», — считает Мельниченко.
Эти неприятности коснутся в меньшей степени российских компаний, потому что большинство их маршрутов не проходит над зоной извержения. «Есть отдельные маршруты, которые проходят через этот регион, например в Северную Америку. Понятно, что некоторое влияние ожидаемо, но однозначно оценивать его сегодня нельзя, в силу того, что прогнозировать извержение вулкана, к сожалению, невозможно», — рассказал глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
В северном регионе Нордюрланд-Эйстра, где находится вулкан, проживает порядка 30 тысяч человек, или около десяти процентов населения Исландии. Учитывая, что вулкан расположен практически в ненаселенном районе, который был закрыт для посещений еще на прошлой неделе, угроза для людей считается минимальной.
«Пока, по крайней мере, извержение развивается очень спокойно. Первая лава показалась ночью в той части вулкана, которая не покрыта ледником. С точки зрения образования пепла и взрывных событий, это хороший признак. Таким образом, может просто быть спокойное излияние лавы и больше ничего. Безусловно, будут какие-то локальные последствия, но такого, как в 2010 году, я полагаю, не будет», — говорит доктор геолого-минералогических наук, сотрудник кафедры петрологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Павел Плечов.