Мистические картины Николая Рериха
Жизнь Рериха всегда была окутана ореолом тайны: англичане считали его агентом советского правительства, ОГПУ — британским шпионом, его называли «перевоплощением преподобного Сергия» и «главой мирового Фининтерна». Сегодня о нем нередко говорят как о мистике и спирите. Сам же Рерих свято верил в то, что «искусство объединит человечество», и всю жизнь считал, что труд является «великим очищающим и возвышающим жизненным принципом».
Казалось бы, время должно расставить все на свои места и стряхнуть
всю шелуху, но судьбе было угодно распорядиться так, что и сегодня имя
Рериха окружено множеством легенд и домыслов, а его место в
отечественной, да и мировой культуре до сих пор окончательно не
определено. Некоторая сложность заключается в том, что Николай Рерих,
пожалуй, единственный художник в отечественной истории искусства,
истовые поклонники которого создали настоящий культ любимого живописца и
мыслителя, тиражируя старые мифы и создавая новые.
«Заморские гости» — одна из самых известных картин Николая Рериха в нашей стране: ее репродукция публиковалась в школьных учебниках истории. В 1896–1900 гг. Рерих проводил раскопки в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях. Известно, что в Новгород он отправился по «великому водному пути». Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно во время этого путешествия у Рериха зародился сюжет картины, которая была написана в 1901 году в Париже. Годом позже на выставке в Императорской Академии Художеств картину приобрёл Николай II для Царскосельского дворца. Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Меж тем жизнь Николая Рериха такова, что не требует создания никаких дополнительных мифов. Даже поверхностное знакомство с его дневниками и воспоминаниями близких заставляет восхититься масштабом таланта этого человека, которого вполне уместно сравнить с титанами эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело, — сам Рерих восхищался ими в юности.
Круг интересов Николая Рериха был чрезвычайно широк: с детских лет
его привлекали живопись и археология, история и литература. В юности он
одновременно учился на юридическом факультете Петербургского
университета и в Императорской Академии художеств, где его наставником
был знаменитый художник Архип Куинджи. Уже ранние живописные
произведения Рериха были высоко оценены: в 1897 году его дипломная
картина «Гонец» была приобретена Павлом Третьяковым, что в те годы
считалось своеобразным «знаком качества» — одобрение прославленного
собирателя сравнивали с посвящением в художники. Насыщенную учебу Рериху
удавалось совмещать с занятиями археологией: с 1892 года он активно
участвовал в раскопках в различных регионах Российской империи, а после
окончания Академии — преподавал в Петербургском археологическом
институте.
Многие живописные работы Рериха перекликаются с его литературным творчеством или прямо иллюстрируют его. Например, в книге «Боги Кулуты» он писал: «В Серебряной Долине Великий Пастух призывал к жизни все живые существа серебряными звуками своей флейты. Он зовет к радости. И яблоневые, грушевые, вишневые, сливовые деревья откликаются на призыв буйным цветением. Ивовые деревья раскрывают пушистые цветы, абрикосовые деревья стали сиреневыми. Ореховое дерево покрывается жёлтым цветом, и, как исцеляющий нектар, течет ароматный живительный сок деодаров. Под яблонями, покрытыми розовым цветом, вечный Кришна на своей флейте играет свои божественные песни возрождения».
В 1901 году Николай Рерих женился на Елене Шапошниковой, которая стала его вдохновительницей и соратницей, возлюбленной и «другиней». «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени — мужское и женское», — писал Рерих в 1941 году. Судя по письмам и дневниковым записям, это «творили вместе» отнюдь не было красивым литературным оборотом: в основе многих картин Рериха лежали идеи и замыслы его жены. Их действительно можно назвать соавторами: по свидетельству сыновей, «дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».
Вся жизнь Николая Рериха прошла в странствиях: изучая древнерусские
памятники, он объехал множество российских городов, заинтересовавшись
трудами индийских мыслителей — побывал в Индии и на Тибете, проводил
археологические и этнографические исследования в неизученных частях
Азии, экспонировал свои картины в крупнейших европейских столицах, вел
культурно-просветительскую деятельность в США… Листая его биографию,
невольно задумываешься о том, что Рериху каким-то непостижимым образом
удалось подчинить неумолимое время — иначе невозможно объяснить, как,
находясь все время в пути, он мог создать такое количество совершенно
удивительных полотен, которые вот уже несколько десятков лет вызывают
восторг у почитателей искусства всего мира.
Картина «Звезда героя» иллюстрирует древнюю индийскую легенду о чудовище и герое, победившем его. Согласно этой истории, простой человек вступил в борьбу со страшным чудовищем, пожиравшим людей. В разгар борьбы он вспрыгнул на спину монстра и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится. Но герой понимал, что, победив чудовище, он спасет человечество. Держа в голове эту цель, он собирался с силами. Чудовище, между тем, так ускорило бег, что искры летели за ним огненным хвостом, и в этом пламени оно стало подниматься над землей. И теперь, когда люди видят комету, они благодарят отважного героя, а людские мысли дают новые силы всаднику.
Надо сказать, что, встречаясь с картинами Николая Рериха, зритель оказывается перед непростым выбором: с одной стороны, его работы завораживают своей красотой и какой-то необъяснимой энергией, которая ощущается в каждой из них, с другой — они полны символов и скрытых смыслов, которые бывает непросто разгадать. Родоначальник русского экспрессионизма Леонид Андреев в своем эссе «Держава Рериха» писал: «Рерих может напоминать только те чарующие и священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам и на мгновение сближают их смертную душу с миром неземных откровений. Так, даже не понимая Рериха, порою не любя его, как не любит профан все загадочное и непонятное, толпа покорно склоняется перед его светлой красотою».
Еще в юности, занимаясь археологическими раскопками в окрестностях
Санкт-Петербурга, Николай Рерих стал задумываться о необходимости
сохранения и защиты памятников, которые передают мироощущение древних
людей. Спустя почти тридцать лет он разработал проект «Пакта по охране
культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц», который,
по его замыслу, необходим «как образовательный закон, который с первых
школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о
сохранении истинных ценностей всего человечества». В 1954 году пакт
Рериха лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в
случае вооруженного конфликта, а предложенный Николаем Рерихом
специальный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом
фоне), «Знамя Мира», объявляющий объектом неприкосновенности все
сокровища культуры и искусства, сегодня известен во всем мире.
Николай Рерих не раз подчеркивал роль, которую в его жизни сыграла жена Елена, называя ее в своих произведениях «Ведущей». «Дружно проходили мы всякие препоны, — вспоминал он на склоне лет. — И препятствия обращались в возможности». Картина, на которой женщина в белых одеждах поднимается в гору, ведя за собой мужчину, стала одним из посвящений Елене Рерих.
Николай Рерих — один из немногих русских художников, действительно известных в Европе и Америке, а его картины стабильно вызывают интерес у коллекционеров. Лучшее свидетельство этого — результаты торгов, которые проводят крупнейшие мировые аукционные дома: если верить многолетней статистике, Рерих существенно опережает не только всенародно любимых Репина и Левитана, но и входит в число наиболее дорогих русских художников.
В Москве познакомиться с картинами Николая Рериха можно в Третьяковской галерее, Музее Востока и, конечно же, в Международном центре Рерихов.
Комментарии 21
1 2 »
0
13th_warrior
15.10.2014 18:15
[Материал]
Если вы хотите произносить мой ник по английски, то тогда уже делайте это правильно - произносится <ворриор>. Перевод можете найти сами если захотите. Теперь по центрам. Откуда вы взяли эту формулировку (или цитату)? "Умирание", оно одинаково во всем, и по смыслу, и по содержанию, и по последствиям.
|
0
13th_warrior
15.10.2014 08:18
[Материал]
Вряд ли сотрудничество с Гималайским Братством зависит от возраста. Значение имеет только уровень сознания и степень готовности. Ну и конечно наработки по прошлым воплощениям имеют значение. А что до картин, то действительно, не смотря на их простоту в исполнении, от них исходит особая сила. И это чувствуется сразу.
|
0
Веда
15.10.2014 12:21
[Материал]
возраст - это зрелость физического организма способность реагировать и выдерживать энергетические нагрузки. До 30 лет опасно заниматься психо-техниками - может быть повреждение мозга или вообще всего организма.
К 50 годам обычно слабеет половой центр. При активном половом центре прикасание к высшим источникам, мощным вибрациям психической энергии высшего существа или такого коллектива (Шамбала), опасно для жизни и сознания человека - человек сгорает, как при радиации. |
0
13th_warrior
15.10.2014 13:06
[Материал]
Это старая информация. И она работала до 90-х. Сейчас нужно учитывать очень сильные и активные перестроечные процессы на всех уровнях, включая тело и его энергетику. Все старое рушится и сносится. А на его место приходит нечто новое, включая и возможность прямого контакта с любыми Силами. Что же до полового центра, то и тут нужно понимать, что "слабых" центров быть не должно. Все центры должны быть проработаны, трансмутированы, и работать как одна энерго батарея. Хотя - да, вопрос экономии и правильного направления сексуальной энергии, по - прежнему имеет значение. Но не закрытие центра, а его активность, и сознательное направление этой силы вверх - к сердцу, мозгу, и еще выше.
|
0
Веда
15.10.2014 13:48
[Материал]
Насчет полового центра. Половой центр к 50 годам и старости - слабеет, в смысле затухает его активность. Но у духовно продвинутого человека энергия, ранее проходившая через половой центр, направляется в солнечное сплетение и этот центр становится активным, при замирании полового. То есть, то что отслужило на прежней ступени развития человека, то что выполнило свою функцию - уходит, а входит в жизнь новое и выше ступенью.
Психические (проявление психической энергии человека) намеки в наше время могут наступать ранее 30-летнего возраста. Но пройти в равновесии этот период можно только начиная с 28 лет и далее. Даже в наше время. Деструктивные результаты раннего прикасания к высшим энергиям можно наблюдать повсюду. |
0
13th_warrior
15.10.2014 15:12
[Материал]
Не путайте половой центр (чакру), с половыми функциями организма. В энергетическом плане ничто не должно "затухать" или ослабевать. И не только проработка и усиление для старых (классических) центров и каналов, но и открытие и активизация новых. Это входит в процесс создания Свето - тела (Огненного тела), или, так называемого "тела Будды".
|