Вход / Регистрация
26.12.2024, 10:05
Легенды и мифы озера Иссык-Куль
Иссык-Куль - озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного
населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце XIX в.
русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил.
Помимо традиционного для затерянных в горах водоёмов легендарного мотива
о драконах, здесь прослеживались ещё два - это мотив затонувших городов
и мотив золота.
Поэтому привлекательно посещение Иссык-Куля для романтиков и кладоискателей. По одной из легенд, появление этого прекрасного озера связывают с прекраснейшей девушкой, отдавшей жизнь за своего возлюбленного.
Все это было очень давно, и поверьте это чистая правда, такая же чистая, как и вода самого Иссык-Куля, на которую Вы можете посмотреть и потрогать.
"В давние-предавние времена существовал древний город. Над городом на вершине крутой горы стоял замок. Принадлежал он старому и могущественному хану, который славился не только своим богатством, но еще более своей жестокостью. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь не сделался жертвой его каприза. Несмотря на старость, хан был сластолюбив, но он не знал ни любви, ни привязанности. Однажды до него дошел слух, что в одной бедной семье кочевника есть девушка сказочной красоты, и он решил овладеть ею. Девушка эта жила в маленьком аиле, приютившемся у подножья гор, на берегу ручья. Ни один славный джигит на поединке сложил голову за красавицу, но на предложения о женитьбе она всем отвечала, что любит другого.
Кого любила девушка, никто не мог узнать, да и сама она не знала. Помнила только, что в одно раннее утро, когда солнце озарило вершины гор, явился перед нею на белом коне красавец-джигит, схватил ее и она вместе с ним взвилась высоко-высоко. Помнила как с быстротою вихря неслись они вдвоем в недосягаемой вышине, как он обнимал ее, целовал, а расставаясь, снял свое кольцо и, надев ей на палец, сказал: "Я скоро вернусь. Кольцо никогда не снимай, пока оно у тебя, никакое несчастье тебя не коснется".
И теперь, когда посланники хана явились к ней с богатыми дарами и предложили выйти за него замуж, она с негодованием оттолкнула подарки и воскликнула:
- Я люблю другого, и ничьей женой, кроме своего возлюбленного, не буду!
Сказав это, девушка незаметно ушла в горы в надежде снова встретить дивного всадника, искать у него защиты.
И тут только девушка заметила, что перстень исчез с ее руки, она заплакала и решила возвратиться домой. Не успела она дойти до дому, как ее окружили вооруженные всадники, схватили и быстро скрылись в мрачном ущелье. Когда ее освободили и сняли с глаз повязку, она увидела себя среди сказочного великолепия. Тогда она поняла, что находится в плену у хана и решила лучше умереть, чем стать его женой.
Хан окружил ее неслыханной роскошью, но никакие подарки не могли поколебать девушку.
Наконец, хан решил силой взять то, чего бесплодно добивался подарками. Он снова пришел к ней, обещая за любовь все, даже свободу.
- Я люблю другого, - был прежний ответ.
Хан бросился на девушку, но она быстро оказалась у раскрытого окна, над зияющей бездной.
Нет, хан, я не буду твоей, - и с громким криком девушка бросилась вниз. В тот же миг дрогнули неприступные стены, рухнули гранитные своды, провалился мрачный замок старого хана и из всех ущелий хлынула вода, уже скрылись под водой остатки ханского дворца, а вода все прибывала и прибывала до тех пор, пока не затопила большую долину". Вот так и образовалось это чудесное озеро Иссык-Куль.
Сразу после революции объявился в горах Тянь-Шаня православный священник с картой, на которой крестиком было отмечено месторасположение клада на побережье Иссык-Куля. Несметные сокровища якобы принадлежали его предкам - несторианским христианам, бежавшим от нашествия монгольских орд. Уйти от стремительной конницы беглецам не удалось. Зажатые воинами в ущелье, они нашли подходящую пещеру, сбросили туда все, что везли с собой - от икон до дорогих украшений, - заложили плитой, на плите выбили знак, по которому можно найти богатства, и пустили воду.
Легенда о священнике гуляла по Иссык-Кулю. Пока в 20-х годах не появились старатели, которые располагали той самой картой. Они даже показали ее в киргизском геологоуправлении и получили лицензию на раскопки. В пещере обнаружили золотой молоток и сдали его в местное отделение "Золотоснаба", что было документально зафиксировано. Но потом им запретили копать. В середине 50-х вопрос о пещере вновь поднял некий генерал Алиев, он писал из Киргизии письма в ЦК КПСС и другие серьезные инстанции. В "Правде" даже появилась статья, где говорилось, что при МВД СССР создан отдел по поиску кладов, и среди перспективных мест был назван отмеченный священником клад на Иссык-Куле. А известному археологу Стелецкому это дало повод выдвинуть гипотезу, что несторианцы вывезли не что иное, как личную казну Ивана Грозного.
Поводом для сюжета стала книга уездного начальника города Пржевальска, что стоит на озере. В ней доказывается, что в свое время здесь был центр Евразии. Что в результате невиданной катастрофы цветущий град оказался затоплен. Но в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города с очертаниями построек и стен.
Впрочем, покоящийся на дне Китеж - не единственный. Археологи насчитывают не меньше 10 древних городов, а уж монастырей и того больше.
Киргизские аксакалы уверяют, что и самого Чингисхана захоронили на Иссык-Куле. Когда в 1227 году великий завоеватель был смертельно ранен при осаде столицы тангутов, то сыновья имитировали похороны в Ордосе (Монголия), а на самом деле тайно отправили его на Иссык-Куль. Здесь под руководством владетеля этих мест, любимого сына Чингисхана Чагатая соорудили из сверхпрочной горной арчи большой гроб, уложили тело усопшего вместе с его погребальными сокровищами и опустили в бездны вод. Легендой киргизов тоже нельзя пренебрегать, ведь могилу Чингисхана до сих пор не обнаружили, безрезультатно перелопачивая курганы и пустыни Монголии.
А вот самые свежие находки, что называется, еще теплые. Хотя о монетах VIII века, которые чеканили на этой территории, так говорить можно с большой натяжкой. Тем более о бронзовом кинжале, которому - даже дух захватывает - две с половиной тысячи лет от роду. Причем обнаружены не в чьей-то кубышке, а прямо на побережье. Озеро порой дарует бесценные свидетельства старины глубокой. Следы людей, один древнее другого, уводят от средневековья к рубежам первого тысячелетия до нашей эры.
Скептики, наверное, не преминут заметить: не есть ли это шельмование с находками, чтобы затащить к озеру побольше заграничных туристов. Но еще в советские 60-70-е годы сюда направлялись регулярные научные экспедиции из Москвы и Ленинграда. Почти на два десятка лет были заторможены исследования на Иссык-Куле. В первую очередь по финансовым мотивам. К тому же он был объявлен закрытой зоной для иностранцев из-за разработки урановых месторождений и испытания военных торпед. Но все, как известно, проходит. Прошло и это. Только что заключен договор между Эрмитажем и киргизскими археологами на новые раскопки. В сентябре состоится совместное заседание президиумов АН России и Киргизии для выработки дальнейшей программы изучения подводного и надводного мира Иссык-Куля. Она наверняка поможет раскрыть немало тайн.
Великий шёлковый путь. За всю историю человечества не было равных ему по экономическому и культурному значению. Этот путь вносил Порядок, Содружество и Мир во всеобщий хаос средневековья. Со 2-ой половины 7 века вдоль трассы Шёлкового пути в Прииссыккулье началось активное строительство поселений. Вплоть до прихода орд Чингисхана в Среднюю Азию (начало 13 века) города Прииссыккулья расстраивались и богатели. Появление отрядов завоевателей на побережье вынудило богатых жителей прятать накопленные богатства под землю или под водою. Так возникли клады. После опустошительных рейдов монголов, города вдоль трассы Шёлкового пути деградировали и этот процесс оказался необратимым. Летописцы походов Тимура (конец 14 века) уже не отмечали существование значительных городов на Иссык-Куле.
Окончательное уничтожение средневековых поселений на побережье завершило озеро: к 16 веку оно полностью затопило все города. Гидрографические и археологические исследования показали, что в 11 -14 веках уровень воды в озере был ниже современного на 6 - 6,5 метров. На сегодня археологам Киргизии известно более десятка древних и средневековых поселений, находящихся под водою. В них обнаружено множество исторических и культурных ценностей сакско-усуньского периода (1 тысячелетие до н.э.) - керамика, глиняные кувшины и бронзовые котлы, различные металлические изделия - и раннего средневековья - хумы, котлы, посуда монголо-тимуридского времени, голубая керамика, монеты. Любители подводного плавания и археологии со всего мира приглашаются на Иссык-Куль; здесь они смогут увлекательно провести время и отдохнуть.
Иссык- Куль - озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце 19 века русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил. Помимо традиционного для затерянных в горах водоёмов легендарного мотива о драконах, здесь прослеживались ещё два - это мотив затонувших городов и мотив золота. Поэтому привлекательно посещение Иссык-Куля для романтиков и кладоискателей. По данным исторической науки в регионе озера может находиться до 200 больших и малых кладов. В разное время кладоискательством занимался и небезуспешно манап сарыбагышей Шабдан Джантаев, организовывали поиски Министерство Госбезопасности СССР и Геологоуправление Киргизской ССР и множество любителей....
Отметим, что в соответствии с новым Гражданским кодексом Кыргызской республики - "... лицо, обнаружившее клад, имеет право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада" Ниже приведены сведения, основанные как на исторических документах, так и на преданиях кыргызов, о некоторых захороненных сокровищах.
Наиболее поздние из них относятся к ХХ веку.
1. Среди русских поселенцев на берегу озера с 30-х годов бытует легенда о "золотой тропе" в Семёновском ущелье, найденной русским офицером в 1916 г.: по-видимому, кто-то, убоявшись перепитий бушевавшего тогда восстания киргизов, прячет драгоценности; при этом одна из упаковок прорвалась и ювелирные изделия как бы обозначили путь. Клад до сих пор не найден.
2. 2. В 1934 г. некий отдыхающий на курорте Кой-сары, загорая на "диком" пляже, обращает внимание на то, что отдельные песчинки блестят на солнце и буквально жгутся, так они нагрелись. Это золотой песок! Но ничего подобного природа здесь не создавала. Оказалось, что золотой песок с берегов одной из сибирских рек - и спрятан в скалах на берегу в период сталинских репрессий. И опять золотой клад исчезает!
3. 3. Слухи среди местного населения о закопанных на побережье или спрятанных под водой сокровищах барона Унгерна фон Штернберга, руководителя белогвардейских формирований "чёрного барона".
4. 4. Легенда о "золотой лодке" (16 век). Властитель некоего города на побережье, видел, как бурно год от года поднимается уровень воды озера, решает перенести город в другое место. Между тем, всюду междоусобицы, никому доверять нельзя и, до того, как будет построено новое надёжное хранилище, властитель решает его попросту утопить в лодке, в месте известном ему одному. Что он и делает. Во время переселения хозяин сокровищ погибает. Сокровища пока никто не обнаружил.
Далее повествование о наиболее любопытных легендах. Древний город Китеж на дне Иссык-Куля? В 1996 г. знаменитый русский художник Илья Глазунов опубликовал книгу " Россия распятая", в которой утверждает, что прародина ариев - " страна совершенного творения" - на берегах Иссык-Куля! "...скажу одно: легенда о граде Китеже уходит корнями в глубину веков, когда в результате гигантской катастрофы богатая и цветущая "страна совершенного творения" была затоплена и очутилась на дне огромного озера, которое сегодня называется Иссык-Куль". И далее: " в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города, обозначенного очертаниями построек и стен... в непогожие дни волны выносят на берег кирпичи, бытовые предметы и ... предметы зороастрийского культа".
Согласно Глазунову, отсюда началось великое переселение народов за 12 веков до Рождества Христова, отсюда арии распространились на запад и на юг - в восточную Европу и Индию. На дне озера скрыта тайна ариев, будоражащая учёный мир. Надо сказать, что гипотеза об Иссык-Куле как прародины ариев была высказана ещё в прошлом столетии русским учёным А.П.Чайковским. В наши дни её сторонником является археолог Е.Е.Кузьмина, опубликовавшая в 1986 и 1994 г. книги: "Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня" и "Откуда пришли индоарии?". Гипотеза И.Стелецкого. Особое место в процессе поиска кладов на берегах и под водами Иссык-Куля должна найти гипотеза И.Стелецкого, знаменитого кладоискателя, который обнаружил следы библиотеки и личной казны Ивана Грозного. Согласно Стелецкому, клады опытных хранителей сокровищ всегда имеют двойную или даже тройную локализацию: рядом с настоящим, надёжно укрытом кладом устраивались ложные, демонстрирующие полное разорение. Эти клады уводили искателей от подлинного.
Знаменитый кладоискатель занимался также изучением связей между христианами-несторианами Иссык-Куля и тамплиерами в эпоху, предшествующую царствованию Филиппа Красивого. Тамплиеры, якобы, воспользовались азиатской веротерпимостью в те далёкие времена и с помощью несториан построили замок на одном из островов Иссык-Куля, куда были транспортированы сокровища Ордена, чтобы сберечь их как от сарацин, так и от рыцарей средневековой Европы. Известно, что поисками этих сокровищ занимался чингисхановский полководец Субудай - багатур. Он потребовал от покорённых китайцев, чтобы они доставили ему искателей жемчуга - отважных ныряльщиков. Зачем они были нужны? Ведь монголы поисками жемчужин не занимались; но лучшие ныряльщики понадобились ему на Иссык-Куле! Сокровища Чингисхана на дне озера.
Многие поколения кладоискателей мечтали найти сокровища Чингисхана и его могилу. И в настоящее время большой международный отряд археологов, вооружённых самыми современными системами поиска (даже космическими!), безрезультатно "пашут" курганы и пустыни Монголии. По мнению многих киргизских историков и археологов они находятся на ложном пути! По их версии, сыновья великого завоевателя после его смерти в 1227 г. имитировали похороны в Ордосе, а на самом деле тайно отправили тело вместе с несчётными погребальными ценностями на Иссык-Куль.
Согласно преданий, киргизские аксакалы уверены, что владетель этих мест сын Чингисхана Чагатай приказал сделать из сверхпрочной горной арчи гроб, в который поместили тело усопшего, золото и драгоценности и опустили в бездны озера. Оставшиеся ценности спрятали в горной пещере, которую затопили, отведя в неё воды вблизи протекавшей реки. Всем рядовым участникам погребения отрубили головы и сложили из них курган на берегу Иссык-Куля. Так оказалась сохранена до настоящего времени тайна захоронения Великого воина и его сокровищ. Клад христиан - несториан. В 1218 г.Чингисхан направил в Чуйскую долину отряд в 25 тысяч всадников во главе с полководцем Джэбэ-нойоном, с которым находился второй сын хана Чататай. Монахи христианского монастыря в Суябе, что вблизи Баласагуна (столицы Караханидского государства) и оседлые богатые жители-христиане решили бежать от монголов, прихватив накопленные драгоценности. Караван из двухсот вьючных верблюдов с золотыми и серебряными изделиями спешно продвигался по северному берегу Иссык-Куля в направлении Кашгара, когда от разведчиков пришла весть, что навстречу беглецам со стороны перевала Санташ движется отряд монголов. Зажатые конницей с двух сторон, слева - горами, справа - озером, христиане стали искать место, где спрятать сокровища. Благо на пути, прямо на берегу озера стоял монастырь армянских братьев-христиан.
За ночь совместными усилиями монахи и беглецы смогли спрятать на берегу или в прибрежных водах только часть сокровищ. Наутро караван двинулся в горы и задержался у пещеры, в которую вливалась горная река. Воды реки на время отвели, а ценности уложили на дно пещеры, перекрыли каменными плитами, на одной из которых отбили крест и засыпали слоем земли. Затем пустили реку в старое русло. Клад был затоплен.
1. В начале ХХ века в Киргизию из Китая была завезена карта с планом сокровищ, закопанных на Иссык-Куле.
2. По этой карте эмигрантами, возвратившимися из Китая, в 1926 г. начались раскопки Курментинской пещеры в поисках клада.
3. Кладоискатели на глубине 6 м обнаружили каменную плиту с неизвестными письменами (что соответствовало плану) и два старинных "молотка" - один медный, другой золотой. Золотой сдали в контору "Золотоснаб" г. Пржевальска в 1930 г., что было зарегистрировано документально. Дальнейшие работы кладоискателям запретили.
4. В 1952 г. в строгой секретности поисками клада занялась такая серьезная организация как Министерство Госбезопасности.
5. В 1968-75 гг. киргизский генерал Э.Алиев - свидетель и участник первых поисков - официально обращается в Совмин, Комитет Госбезопасности и Академию наук Киргизской ССР с предложением продолжить поиски клада.
6. 27 августа 1975 г. всесоюзная партийная газета "Правда" в статье "Возвращение к тайне" сообщила о том, что Министерство внутренних дел занимается поисками кладов Чингисхана на Иссык-Куле.
7. В 1976-77 гг. Киргизское геологоуправление, проверяя легенды о кладах, секретно проводит зондирование местности в районе Курментов и дает заключение, что не исключено наличие в глубине металлов. Рекомендуется дальнейшее целенаправленное изучение объекта археологическими методами, т.е. раскопками.
8. В 1996-97 гг. без афиширования были начаты работы археологов и геологов, но приостановлены из-за нехватки средств.
9. В 1999 г. получено разрешение на проведение широкомасштабных работ с привлечением зарубежных инвесторов. Создана специальная Комиссия. Конечно, клад - дитя случая. А если случай благосклонен к Вам?! Несметные сокровища Чингисхана все еще ждут своего первооткрывателя! Иссык-Куль приглашает к поиску.
Поэтому привлекательно посещение Иссык-Куля для романтиков и кладоискателей. По одной из легенд, появление этого прекрасного озера связывают с прекраснейшей девушкой, отдавшей жизнь за своего возлюбленного.
Все это было очень давно, и поверьте это чистая правда, такая же чистая, как и вода самого Иссык-Куля, на которую Вы можете посмотреть и потрогать.
"В давние-предавние времена существовал древний город. Над городом на вершине крутой горы стоял замок. Принадлежал он старому и могущественному хану, который славился не только своим богатством, но еще более своей жестокостью. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь не сделался жертвой его каприза. Несмотря на старость, хан был сластолюбив, но он не знал ни любви, ни привязанности. Однажды до него дошел слух, что в одной бедной семье кочевника есть девушка сказочной красоты, и он решил овладеть ею. Девушка эта жила в маленьком аиле, приютившемся у подножья гор, на берегу ручья. Ни один славный джигит на поединке сложил голову за красавицу, но на предложения о женитьбе она всем отвечала, что любит другого.
Кого любила девушка, никто не мог узнать, да и сама она не знала. Помнила только, что в одно раннее утро, когда солнце озарило вершины гор, явился перед нею на белом коне красавец-джигит, схватил ее и она вместе с ним взвилась высоко-высоко. Помнила как с быстротою вихря неслись они вдвоем в недосягаемой вышине, как он обнимал ее, целовал, а расставаясь, снял свое кольцо и, надев ей на палец, сказал: "Я скоро вернусь. Кольцо никогда не снимай, пока оно у тебя, никакое несчастье тебя не коснется".
И теперь, когда посланники хана явились к ней с богатыми дарами и предложили выйти за него замуж, она с негодованием оттолкнула подарки и воскликнула:
- Я люблю другого, и ничьей женой, кроме своего возлюбленного, не буду!
Сказав это, девушка незаметно ушла в горы в надежде снова встретить дивного всадника, искать у него защиты.
И тут только девушка заметила, что перстень исчез с ее руки, она заплакала и решила возвратиться домой. Не успела она дойти до дому, как ее окружили вооруженные всадники, схватили и быстро скрылись в мрачном ущелье. Когда ее освободили и сняли с глаз повязку, она увидела себя среди сказочного великолепия. Тогда она поняла, что находится в плену у хана и решила лучше умереть, чем стать его женой.
Хан окружил ее неслыханной роскошью, но никакие подарки не могли поколебать девушку.
Наконец, хан решил силой взять то, чего бесплодно добивался подарками. Он снова пришел к ней, обещая за любовь все, даже свободу.
- Я люблю другого, - был прежний ответ.
Хан бросился на девушку, но она быстро оказалась у раскрытого окна, над зияющей бездной.
Нет, хан, я не буду твоей, - и с громким криком девушка бросилась вниз. В тот же миг дрогнули неприступные стены, рухнули гранитные своды, провалился мрачный замок старого хана и из всех ущелий хлынула вода, уже скрылись под водой остатки ханского дворца, а вода все прибывала и прибывала до тех пор, пока не затопила большую долину". Вот так и образовалось это чудесное озеро Иссык-Куль.
Сразу после революции объявился в горах Тянь-Шаня православный священник с картой, на которой крестиком было отмечено месторасположение клада на побережье Иссык-Куля. Несметные сокровища якобы принадлежали его предкам - несторианским христианам, бежавшим от нашествия монгольских орд. Уйти от стремительной конницы беглецам не удалось. Зажатые воинами в ущелье, они нашли подходящую пещеру, сбросили туда все, что везли с собой - от икон до дорогих украшений, - заложили плитой, на плите выбили знак, по которому можно найти богатства, и пустили воду.
Легенда о священнике гуляла по Иссык-Кулю. Пока в 20-х годах не появились старатели, которые располагали той самой картой. Они даже показали ее в киргизском геологоуправлении и получили лицензию на раскопки. В пещере обнаружили золотой молоток и сдали его в местное отделение "Золотоснаба", что было документально зафиксировано. Но потом им запретили копать. В середине 50-х вопрос о пещере вновь поднял некий генерал Алиев, он писал из Киргизии письма в ЦК КПСС и другие серьезные инстанции. В "Правде" даже появилась статья, где говорилось, что при МВД СССР создан отдел по поиску кладов, и среди перспективных мест был назван отмеченный священником клад на Иссык-Куле. А известному археологу Стелецкому это дало повод выдвинуть гипотезу, что несторианцы вывезли не что иное, как личную казну Ивана Грозного.
Поводом для сюжета стала книга уездного начальника города Пржевальска, что стоит на озере. В ней доказывается, что в свое время здесь был центр Евразии. Что в результате невиданной катастрофы цветущий град оказался затоплен. Но в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города с очертаниями построек и стен.
Впрочем, покоящийся на дне Китеж - не единственный. Археологи насчитывают не меньше 10 древних городов, а уж монастырей и того больше.
Киргизские аксакалы уверяют, что и самого Чингисхана захоронили на Иссык-Куле. Когда в 1227 году великий завоеватель был смертельно ранен при осаде столицы тангутов, то сыновья имитировали похороны в Ордосе (Монголия), а на самом деле тайно отправили его на Иссык-Куль. Здесь под руководством владетеля этих мест, любимого сына Чингисхана Чагатая соорудили из сверхпрочной горной арчи большой гроб, уложили тело усопшего вместе с его погребальными сокровищами и опустили в бездны вод. Легендой киргизов тоже нельзя пренебрегать, ведь могилу Чингисхана до сих пор не обнаружили, безрезультатно перелопачивая курганы и пустыни Монголии.
А вот самые свежие находки, что называется, еще теплые. Хотя о монетах VIII века, которые чеканили на этой территории, так говорить можно с большой натяжкой. Тем более о бронзовом кинжале, которому - даже дух захватывает - две с половиной тысячи лет от роду. Причем обнаружены не в чьей-то кубышке, а прямо на побережье. Озеро порой дарует бесценные свидетельства старины глубокой. Следы людей, один древнее другого, уводят от средневековья к рубежам первого тысячелетия до нашей эры.
Скептики, наверное, не преминут заметить: не есть ли это шельмование с находками, чтобы затащить к озеру побольше заграничных туристов. Но еще в советские 60-70-е годы сюда направлялись регулярные научные экспедиции из Москвы и Ленинграда. Почти на два десятка лет были заторможены исследования на Иссык-Куле. В первую очередь по финансовым мотивам. К тому же он был объявлен закрытой зоной для иностранцев из-за разработки урановых месторождений и испытания военных торпед. Но все, как известно, проходит. Прошло и это. Только что заключен договор между Эрмитажем и киргизскими археологами на новые раскопки. В сентябре состоится совместное заседание президиумов АН России и Киргизии для выработки дальнейшей программы изучения подводного и надводного мира Иссык-Куля. Она наверняка поможет раскрыть немало тайн.
Великий шёлковый путь. За всю историю человечества не было равных ему по экономическому и культурному значению. Этот путь вносил Порядок, Содружество и Мир во всеобщий хаос средневековья. Со 2-ой половины 7 века вдоль трассы Шёлкового пути в Прииссыккулье началось активное строительство поселений. Вплоть до прихода орд Чингисхана в Среднюю Азию (начало 13 века) города Прииссыккулья расстраивались и богатели. Появление отрядов завоевателей на побережье вынудило богатых жителей прятать накопленные богатства под землю или под водою. Так возникли клады. После опустошительных рейдов монголов, города вдоль трассы Шёлкового пути деградировали и этот процесс оказался необратимым. Летописцы походов Тимура (конец 14 века) уже не отмечали существование значительных городов на Иссык-Куле.
Окончательное уничтожение средневековых поселений на побережье завершило озеро: к 16 веку оно полностью затопило все города. Гидрографические и археологические исследования показали, что в 11 -14 веках уровень воды в озере был ниже современного на 6 - 6,5 метров. На сегодня археологам Киргизии известно более десятка древних и средневековых поселений, находящихся под водою. В них обнаружено множество исторических и культурных ценностей сакско-усуньского периода (1 тысячелетие до н.э.) - керамика, глиняные кувшины и бронзовые котлы, различные металлические изделия - и раннего средневековья - хумы, котлы, посуда монголо-тимуридского времени, голубая керамика, монеты. Любители подводного плавания и археологии со всего мира приглашаются на Иссык-Куль; здесь они смогут увлекательно провести время и отдохнуть.
Иссык- Куль - озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце 19 века русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил. Помимо традиционного для затерянных в горах водоёмов легендарного мотива о драконах, здесь прослеживались ещё два - это мотив затонувших городов и мотив золота. Поэтому привлекательно посещение Иссык-Куля для романтиков и кладоискателей. По данным исторической науки в регионе озера может находиться до 200 больших и малых кладов. В разное время кладоискательством занимался и небезуспешно манап сарыбагышей Шабдан Джантаев, организовывали поиски Министерство Госбезопасности СССР и Геологоуправление Киргизской ССР и множество любителей....
Отметим, что в соответствии с новым Гражданским кодексом Кыргызской республики - "... лицо, обнаружившее клад, имеет право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада" Ниже приведены сведения, основанные как на исторических документах, так и на преданиях кыргызов, о некоторых захороненных сокровищах.
Наиболее поздние из них относятся к ХХ веку.
1. Среди русских поселенцев на берегу озера с 30-х годов бытует легенда о "золотой тропе" в Семёновском ущелье, найденной русским офицером в 1916 г.: по-видимому, кто-то, убоявшись перепитий бушевавшего тогда восстания киргизов, прячет драгоценности; при этом одна из упаковок прорвалась и ювелирные изделия как бы обозначили путь. Клад до сих пор не найден.
2. 2. В 1934 г. некий отдыхающий на курорте Кой-сары, загорая на "диком" пляже, обращает внимание на то, что отдельные песчинки блестят на солнце и буквально жгутся, так они нагрелись. Это золотой песок! Но ничего подобного природа здесь не создавала. Оказалось, что золотой песок с берегов одной из сибирских рек - и спрятан в скалах на берегу в период сталинских репрессий. И опять золотой клад исчезает!
3. 3. Слухи среди местного населения о закопанных на побережье или спрятанных под водой сокровищах барона Унгерна фон Штернберга, руководителя белогвардейских формирований "чёрного барона".
4. 4. Легенда о "золотой лодке" (16 век). Властитель некоего города на побережье, видел, как бурно год от года поднимается уровень воды озера, решает перенести город в другое место. Между тем, всюду междоусобицы, никому доверять нельзя и, до того, как будет построено новое надёжное хранилище, властитель решает его попросту утопить в лодке, в месте известном ему одному. Что он и делает. Во время переселения хозяин сокровищ погибает. Сокровища пока никто не обнаружил.
Далее повествование о наиболее любопытных легендах. Древний город Китеж на дне Иссык-Куля? В 1996 г. знаменитый русский художник Илья Глазунов опубликовал книгу " Россия распятая", в которой утверждает, что прародина ариев - " страна совершенного творения" - на берегах Иссык-Куля! "...скажу одно: легенда о граде Китеже уходит корнями в глубину веков, когда в результате гигантской катастрофы богатая и цветущая "страна совершенного творения" была затоплена и очутилась на дне огромного озера, которое сегодня называется Иссык-Куль". И далее: " в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города, обозначенного очертаниями построек и стен... в непогожие дни волны выносят на берег кирпичи, бытовые предметы и ... предметы зороастрийского культа".
Согласно Глазунову, отсюда началось великое переселение народов за 12 веков до Рождества Христова, отсюда арии распространились на запад и на юг - в восточную Европу и Индию. На дне озера скрыта тайна ариев, будоражащая учёный мир. Надо сказать, что гипотеза об Иссык-Куле как прародины ариев была высказана ещё в прошлом столетии русским учёным А.П.Чайковским. В наши дни её сторонником является археолог Е.Е.Кузьмина, опубликовавшая в 1986 и 1994 г. книги: "Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня" и "Откуда пришли индоарии?". Гипотеза И.Стелецкого. Особое место в процессе поиска кладов на берегах и под водами Иссык-Куля должна найти гипотеза И.Стелецкого, знаменитого кладоискателя, который обнаружил следы библиотеки и личной казны Ивана Грозного. Согласно Стелецкому, клады опытных хранителей сокровищ всегда имеют двойную или даже тройную локализацию: рядом с настоящим, надёжно укрытом кладом устраивались ложные, демонстрирующие полное разорение. Эти клады уводили искателей от подлинного.
Знаменитый кладоискатель занимался также изучением связей между христианами-несторианами Иссык-Куля и тамплиерами в эпоху, предшествующую царствованию Филиппа Красивого. Тамплиеры, якобы, воспользовались азиатской веротерпимостью в те далёкие времена и с помощью несториан построили замок на одном из островов Иссык-Куля, куда были транспортированы сокровища Ордена, чтобы сберечь их как от сарацин, так и от рыцарей средневековой Европы. Известно, что поисками этих сокровищ занимался чингисхановский полководец Субудай - багатур. Он потребовал от покорённых китайцев, чтобы они доставили ему искателей жемчуга - отважных ныряльщиков. Зачем они были нужны? Ведь монголы поисками жемчужин не занимались; но лучшие ныряльщики понадобились ему на Иссык-Куле! Сокровища Чингисхана на дне озера.
Многие поколения кладоискателей мечтали найти сокровища Чингисхана и его могилу. И в настоящее время большой международный отряд археологов, вооружённых самыми современными системами поиска (даже космическими!), безрезультатно "пашут" курганы и пустыни Монголии. По мнению многих киргизских историков и археологов они находятся на ложном пути! По их версии, сыновья великого завоевателя после его смерти в 1227 г. имитировали похороны в Ордосе, а на самом деле тайно отправили тело вместе с несчётными погребальными ценностями на Иссык-Куль.
Согласно преданий, киргизские аксакалы уверены, что владетель этих мест сын Чингисхана Чагатай приказал сделать из сверхпрочной горной арчи гроб, в который поместили тело усопшего, золото и драгоценности и опустили в бездны озера. Оставшиеся ценности спрятали в горной пещере, которую затопили, отведя в неё воды вблизи протекавшей реки. Всем рядовым участникам погребения отрубили головы и сложили из них курган на берегу Иссык-Куля. Так оказалась сохранена до настоящего времени тайна захоронения Великого воина и его сокровищ. Клад христиан - несториан. В 1218 г.Чингисхан направил в Чуйскую долину отряд в 25 тысяч всадников во главе с полководцем Джэбэ-нойоном, с которым находился второй сын хана Чататай. Монахи христианского монастыря в Суябе, что вблизи Баласагуна (столицы Караханидского государства) и оседлые богатые жители-христиане решили бежать от монголов, прихватив накопленные драгоценности. Караван из двухсот вьючных верблюдов с золотыми и серебряными изделиями спешно продвигался по северному берегу Иссык-Куля в направлении Кашгара, когда от разведчиков пришла весть, что навстречу беглецам со стороны перевала Санташ движется отряд монголов. Зажатые конницей с двух сторон, слева - горами, справа - озером, христиане стали искать место, где спрятать сокровища. Благо на пути, прямо на берегу озера стоял монастырь армянских братьев-христиан.
За ночь совместными усилиями монахи и беглецы смогли спрятать на берегу или в прибрежных водах только часть сокровищ. Наутро караван двинулся в горы и задержался у пещеры, в которую вливалась горная река. Воды реки на время отвели, а ценности уложили на дно пещеры, перекрыли каменными плитами, на одной из которых отбили крест и засыпали слоем земли. Затем пустили реку в старое русло. Клад был затоплен.
Исторические факты
1. В начале ХХ века в Киргизию из Китая была завезена карта с планом сокровищ, закопанных на Иссык-Куле.
2. По этой карте эмигрантами, возвратившимися из Китая, в 1926 г. начались раскопки Курментинской пещеры в поисках клада.
3. Кладоискатели на глубине 6 м обнаружили каменную плиту с неизвестными письменами (что соответствовало плану) и два старинных "молотка" - один медный, другой золотой. Золотой сдали в контору "Золотоснаб" г. Пржевальска в 1930 г., что было зарегистрировано документально. Дальнейшие работы кладоискателям запретили.
4. В 1952 г. в строгой секретности поисками клада занялась такая серьезная организация как Министерство Госбезопасности.
5. В 1968-75 гг. киргизский генерал Э.Алиев - свидетель и участник первых поисков - официально обращается в Совмин, Комитет Госбезопасности и Академию наук Киргизской ССР с предложением продолжить поиски клада.
6. 27 августа 1975 г. всесоюзная партийная газета "Правда" в статье "Возвращение к тайне" сообщила о том, что Министерство внутренних дел занимается поисками кладов Чингисхана на Иссык-Куле.
7. В 1976-77 гг. Киргизское геологоуправление, проверяя легенды о кладах, секретно проводит зондирование местности в районе Курментов и дает заключение, что не исключено наличие в глубине металлов. Рекомендуется дальнейшее целенаправленное изучение объекта археологическими методами, т.е. раскопками.
8. В 1996-97 гг. без афиширования были начаты работы археологов и геологов, но приостановлены из-за нехватки средств.
9. В 1999 г. получено разрешение на проведение широкомасштабных работ с привлечением зарубежных инвесторов. Создана специальная Комиссия. Конечно, клад - дитя случая. А если случай благосклонен к Вам?! Несметные сокровища Чингисхана все еще ждут своего первооткрывателя! Иссык-Куль приглашает к поиску.
 
Источник: http://secrets-world.com