10 самых бесполезных военных изобретений
№ 1. Робот-грузчик для пехотинцев армии США
Робот Walking Truck был разработан и создан в 1965 году Ральфом Мошером (Ralph Mosher), инженером компании General Electric. Это механическая экспериментальная система, полное название которой звучало, как Cybernetic Anthropomorphous Machine (CAM) и вес которой составлял 1360 килограмм. Робот был создан для переноски грузов по пересеченной местности и для осуществления других видов деятельности с целью оказания поддержки служащим пехотных подразделений и подразделений специального назначения.
Робот Walking Truck должен был управляться специально обученным человеком. Свою неуклюжесть и маленькую скорость передвижения, которая составляла всего восемь километров в час, робот с лихвой компенсировал своей мощностью, обеспечивающую ему возможность одним пинком вытолкнуть джип, застрявший в грязи, или разрушить препятствие ударами передних конечностей.
Несмотря на все дальнейшие перспективы использования робототехники в военной области, робот Walking Truck оказался слишком громоздким и медлительным для его практического применения, поэтому позже компания General Electric свернула программу CAM. В настоящее время единственный опытный образец робота Walking Truck находится в Музее военного транспорта (U.S. Army Transportation Museum), Fort Eustis, Виржиния.
№ 2. Японская подводная лодка-авианосец
Подводные лодки типа «Сентоку» имели легкий и прочный корпус. Отличительной же чертой кораблей была возможность нести три бомбардировщика-гидроплана Aichi M6A1 Seiran (снаряжался бомбами массой до 800 килограммов) со складными консолями крыла (они поворачивались на 90 градусов, а затем отклонялись назад) и хвостового оперения. Особенностью конструкции самолетов было то, что в сложенном виде детали корпуса ни по высоте, ни по ширине не выступали за трехметровую окружность воздушного винта.
Самолеты хранились внутри рубки-ангара вместе с отсоединенными от них посадочными поплавками (позднее самолеты лишились поплавков; ими должны были уже управлять пилоты-смертники, камикадзе). Взлет бомбардировщиков осуществлялся при помощи катапульты, а посадка - на поплавки возле базовой субмарины.
Несмотря на планы строительства девяти подлодок, реально только три из них были построены полностью. Речь идет о первых трех кораблях типа «Сентоку» — I-400, I-401 и I-402. Все они были заложены в 1943 году и вошли в состав Императорского флота Японии в 1944-1945 годах. От строительства четвертого корабля — I-403 — японские власти отказались в 1943 году. За все время своего существования подлодки типа «Сентоку» участия в реальных боевых действиях так ни разу и не приняли.
№ 3. Катер-робот ОАЭ для борьбы с морскими пиратами
Борьба с морским пиратством подвигла военных конструкторов Объединенных Арабских Эмиратов создать катер-робот, вооруженный, как ни странно, несмертельным оружием.
Радиоуправляемый катер, представленный компанией Al Markeb из ОАЭ, несет на борту высокочувствительные камеры видеонаблюдения, систему траления мин, перцовые аэрозоли, водометы, акустическую пушку и слепящий лазер, способный дезориентировать противника. Этот плавательный аппарат, способный обходиться без экипажа на борту, имеет семь метров в длину и 2,8 метра в ширину. По желанию заказчика длина корабля может быть увеличена до 11 метров - если потребуется установка дополнительного оборудования.
Электромотор, установленный на катере, позволяет ему вести морское патрулирование без подзарядки в течение почти двух месяцев. В движение электромотор приводится генератором мощностью 5,5 киловатта.
За свое изобретение компания Al Markeb просит от 850 тысяч до 10 миллионов долларов. Цена зависит от комплектации катера. Желающих приобрести новинку «миной» боевой техники до сих пор не нашлось.
№4. Бельгийский «черный ящик» для пистолета
Бельгийская оружейная компания FN Herstal разработала и даже начала продавать «черный ящик» для огнестрельного оружия.
Новое устройство, получившее название FN Herstal Black Box, будучи присоединенным к пистолету или автомату, способно считать число выстрелов, определять скорострельность, а также фиксировать перебои в стрельбе. Вся эта информация может быть впоследствии использована для ремонта вышедшего из строя «ствола». Black Box может быть присоединен к любому типу стрелкового оружия.
Предполагается, что Black Box окажется полезным в боевых условиях. Например, устройство может присвоить каждой единице оружия, к которому прикреплено, уникальный идентификационный номер и способно передавать данные о его использовании на командный пункт. В сочетании с GPS это позволит командиру получать более подробную информацию о солдатах на поле боя, включая характер их стрельбы и местонахождение. Вот только «обратная связь» для оружейной новинки почему-то предусмотрена не была.
№ 5. Одноколесный бронированный прицеп для танков
Одной из важных характеристик подвижности танка является запас хода машины по топливу. В конце 50-х годов в армии СССР значительное увеличение запаса хода достигалось за счет установки снаружи танка дополнительных емкостей для топлива, подключенных к топливной системе двигателя. Запас хода танка Т-54 увеличился на 50%, танка Т-10 – на 44%. Однако при установке дополнительных бочек исключались возможность применения дымовых шашек при постановке дымовых завес и поворот пушки на корму при углах ее возвышения меньше +4°.
Этот недостаток было решено ликвидировать. В 1960
году в проектно-конструкторском бюро ЦЭЗ №1 по предложению конструктора
Е.Р. Урванцева разработали и изготовили мобильный одноколесный
бронированный прицеп для танков Т-54 и Т-55, предназначавшийся для
транспортирования 1200 л дополнительного топлива.
Прицеп прошел испытания на полигоне, но на снабжение принят не был, так как снижал маневренность и скорость танка.
№ 6. Немецкий одноколесный танк Kugelpanzer
В начале прошлого века все конструкторы мира были заняты поиском секрета неуязвимой боевой машины. Инженерная мысль то взлетала в своих смелых предположениях вверх, то камнем абсурда стремительно пикировала вниз.
В истории танкостроения известен единственный проект круглого одноколесного танка, доведенный до опытного образца. Это немецкий танк Kugelpanzer. По одной версии, он был захвачен в Маньчжурии, по другой – в одной из секретных лабораторий Рейха вместе с легендарным сверхтяжелым танком «Маус».
С конструкторской точки зрения Kugelpanzer представляет собой шарообразную машину, двигатель которой вращает две полусферы, выступающие в роли колес. Предусмотрено одно место для водителя, а также смотровое отверстие и рулевое заднее колесо. По различным данным танк планировалось применять как легкую (5-мм броня) боевую машину для корректировки артиллерийского огня. По другой версии, танк мог использоваться для тарана пехотных частей корпусом (вес агрегата 1,8 тонны). На деле же никаких официальных документов или свидетельств, подтверждающих истинное предназначение Kugelpanzer’а, нет. Лишь скупая маркировка на его борту: «Экземпляр 37». Сейчас единственный в мире образец одноколесного танка Kugelpanzer находится в музее бронетанковой техники в Кубинке.
№ 7. Французский скутер-пушка
Одним из самых экстравагантных военных орудий двадцатого века, по праву можно считать скутер, снаряженный пушкой для 75-ти миллиметровых снарядов, который использовался французскими соединениями. После Второй мировой войны возникла острая нехватка денежных средств, чтобы обеспечить подобающую защиту страны, пока Европа поднимала производственные мощности и экономику. Поэтому, когда появлялись хоть какие-то свободные денежные средства, правительства старалось тратить их наиболее экономно и креативно. Пять парашютов предназначалось группе из двух французских бойцов, с зарядами, амуницией и двумя скутерами. На один скутер загружались пушки, на другой - снаряды и патроны. Самое интересное, что пушки эффективно стреляли даже на ходу. Цена - 500 долларов за скутер с пушкой. Армия Франции закупила 800 полностью укомплектованных скутеров. Подтвержденной информации о том, что скутер-пушки использовались в военных конфликтах, нет.
№ 8. Американский брючный ракетный ремень
Мобильность армейских подразделений всегда была одной из важнейших задач, которую решали военные . Изобретение 60-х годов представлялось настоящим прорывом. В октябре 1961 года американским генералам был продемонстрирован ракетный пояс или ремень, на котором была закреплена силовая установка. Возглавлял комиссию сам президент Джон Кеннеди. «Вооруженный» чудо-поясом солдат мог совершать что-то наподобие прыжка. В общей сложности пехотинец преодолевал 120 метров, не больше. Время работы ракетной установки составляло всего 21 секунду. Усовершенствовать это изобретение так и не смогли, и через несколько лет эта дорогостоящая, но малоперспективная программа Пентагона была свернута.
№ 9. Британский огнеметный джип
Англичане в годы Второй мировой войны решили установить огнемет на джип. В целях увеличения огневой мощи, еще и вывели дополнительные баки с легковоспламеняющимися жидкостями наружу. Были попытки превратить в «огненную машину» и бронетранспортер, но подданные королевы посчитали, что джип – более выигрышное решение – он создает меньше шума при движении, а значит, к противнику можно подобраться скрытно. Таким образом, шансы водителя и экипажа, со всех сторон окруженных баками и канистрами с топливом, вернуться с боевого задания живыми значительно вырастают.
Джип-огнемет использовался только на завершающем этапе войны. Насколько успешным было его применение, неизвестно. В Имперском Военном музее в Доксфорде охранился один-единственный образец машины. Судьба остальных неясна, - ведь участие в боевых действиях на джипе-огнемете мало чем отличалось от курения на бензоколонке.
№ 10. Дирижабль-авианосец США
Проекты создания огромных боевых машин в первой половине ХХ века не казались чем-то фантастическим. Гигантские дирижабли-авианосцы в ряду таких изобретений военных конструкторов занимают особое место. Их создавали только в двух странах – США и Германии.
Военные самолеты того времени - как истребители, так и бомбардировщики не могли совершать дальние перелеты из-за нехватки топлива. Решить эту проблему и были призваны «воздушные» авианосцы.
В апреле 1933 года в Америке инженер Карл Анштейн объявил о готовности к полетам дирижабля «Макон», а после появилась на свет «близняшка» «Акрон». «Макон» мог поднять в небо 5 самолетов F9C «Sparrowhawk».
Механизм выпуска самолетов с дирижаблей и их возвращения был предельно прост. Самолет крепился к дирижаблю с помощью огромных крючков. От пилота требовалась особая внимательность при возвращении «на базу».
Но этот проект оказался провальным по другой причине. Уязвимость громадных и медленных цепеллинов превышала все допустимые нормы. А низкая маневренность превращала их в идеальную мишень. Как показал опыт, боевые дирижабли плохо переносили плохую погоду.
Сам «Макон» «прожил» всего два года. 12 февраля 1935 года он попал в бурю и рухнул на землю.