Вход / Регистрация
21.11.2024, 22:00
Как устроен черный ящик авиалайнеров
В общих чертах бортовой самописец – прибор относительно простой. В основе современных самописцев лежит набор микросхем памяти и соответствующий контроллер (как в классическом SSD-накопителе). Однако сейчас много самолетов еще используют устройства старого образца, в которых запись происходит на магнитную ленту или проволоку.
Для защиты «начинки» используется герметичный корпус из титана или прочной стали. Под ним находится слой термоизоляции и демпфирующего материала (для амортизации). Современные самописцы должны соответствовать специальному стандарту. Сохранность данных должна обеспечиваться при перегрузке 3400G на протяжении 6,5 мс (соответствует падению с любой высоты), нахождении в огне 30 минут и погружении на глубину до 6 км (не менее месяца).
В корпусе также расположен специальный ультразвуковой маяк, который автоматически активируется в воде. Сенсор передает сигнал (37,5 кГц), который позволяет спасателям быстро найти самописец.
Внутри корпуса самолета «черные ящики» располагаются ближе к хвосту, где вероятность повреждения значительно меньше (удар обычно приходится на переднюю часть). Самописцев в самолете несколько – часть используются в качестве резерва.
Аварийные самописцы (их и ищут спасатели) делятся на два типа: речевые (обозначаются CVR) и параметрические (обозначаются FDR). Речевой самописец предназначен для фиксации окружающих звуков и переговоров в кабине (записываются последние 120 минут). Параметрический самописец снимает и записывает показания различных приборов и сенсоров – информация о полете, работе двигателей, давлении в кабине и т.д.
Запись каждого параметра происходит несколько раз в секунду, при более быстром изменении частота фиксации может увеличиваться. Запись цикличная – устаревшие данные затираются новыми (цикл устанавливается обычно 17-25 часов). Современные устройства записывают не менее 88 параметров (только те, которые могут указать на причину крушения).
Все самописцы имеют привязку к точному времени, что позволяет их синхронизировать при расследовании причин катастрофы.
Для защиты «начинки» используется герметичный корпус из титана или прочной стали. Под ним находится слой термоизоляции и демпфирующего материала (для амортизации). Современные самописцы должны соответствовать специальному стандарту. Сохранность данных должна обеспечиваться при перегрузке 3400G на протяжении 6,5 мс (соответствует падению с любой высоты), нахождении в огне 30 минут и погружении на глубину до 6 км (не менее месяца).
В корпусе также расположен специальный ультразвуковой маяк, который автоматически активируется в воде. Сенсор передает сигнал (37,5 кГц), который позволяет спасателям быстро найти самописец.
Внутри корпуса самолета «черные ящики» располагаются ближе к хвосту, где вероятность повреждения значительно меньше (удар обычно приходится на переднюю часть). Самописцев в самолете несколько – часть используются в качестве резерва.
Аварийные самописцы (их и ищут спасатели) делятся на два типа: речевые (обозначаются CVR) и параметрические (обозначаются FDR). Речевой самописец предназначен для фиксации окружающих звуков и переговоров в кабине (записываются последние 120 минут). Параметрический самописец снимает и записывает показания различных приборов и сенсоров – информация о полете, работе двигателей, давлении в кабине и т.д.
Запись каждого параметра происходит несколько раз в секунду, при более быстром изменении частота фиксации может увеличиваться. Запись цикличная – устаревшие данные затираются новыми (цикл устанавливается обычно 17-25 часов). Современные устройства записывают не менее 88 параметров (только те, которые могут указать на причину крушения).
Все самописцы имеют привязку к точному времени, что позволяет их синхронизировать при расследовании причин катастрофы.