/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Землетрясение уничтожит Лос-Анджелес
10.08.2015

Землетрясение уничтожит Лос-Анджелес

Оценка: 5.0    5013 0 Природные катаклизмы
Серия землетрясений, произошедшая в Непале в конце апреля и начале мая 2015 года, стала самой крупной и разрушительной начиная с 1934 года. В результате подземных толчков магнитудой 7,8 балла погибло более 9 тыс. человек, 100 тыс. пострадали. Около полумиллиона домов оказались полностью разрушены, а 300 тыс. серьезно повреждены.

Катманду располагается на участке земной коры размером 120 на 60 км. Вследствие последнего землетрясения этот регион всего за 30 секунд сместился на 3 м к югу. Крупные землетрясения в районе Гималайского надвига случаются достаточно редко. В ХХ веке произошло всего четыре землетрясения магнитудой 6 или выше. Самое сильное из четырех, Бихар-Непальское землетрясение магнитудой 8 баллов имело место в 1934 году. Изучение землетрясений 2015 и 1934 годов показало, что в основе обоих событий лежало нарастание тектонического напряжения в земной коре.

Что касается признанных ЮНЕСКО памятников Всемирного наследия, то только в Катманду их пострадало семь. По данным департамента археологии Непала, было разрушено более 30 дворцов и храмов.

В течение 20 лет Жан-Филипп Авак, геолог из Калифорнийского технологического института, исследует Гималаи — самую активную, находящуюся на суше горную цепь. Исследования проводятся на базе департамента горнорудной промышленности и геологии Непала и направлены на изучение процессов образования гор, которые приводят к землетрясениям, подобным тому, что произошло весной 2015 года. Специально для этого группа ученых под руководством Авака установила в Непале сеть GPS-станций, что позволило отслеживать, как двигается земная кора во время подземных толчков. Благодаря данным, полученным со спутников и сейсмологических станций, Аваку и его коллегам удалось воспроизвести, что именно происходило с земной поверхностью в апреле 2015 года. Результаты исследований опубликованы в журнале Science и Nature Geoscience.

В первой работе ученые показывают, что непальское землетрясение произошло в результате главного фронтального надвига Индийской плиты, погружающейся под Евроазиатскую со скоростью 2 см в год. Они обнаружили, что толчки начались на северо-западе в 75 км от Катманду и распространились на восток со скоростью 2,8 км в секунду.

«С точки зрения геологии Непал — это то место, где стоит ожидать больших землетрясений. Благодаря полученным GPS-данным мы знаем, как за последние два десятилетия двигались плиты. Вот почему это землетрясение не стало неожиданным для нас. Тем не менее каждое землетрясение приносит сюрпризы», — отметил автор исследования.

Главным сюрпризом для ученых явилось то, что продолжавшееся 40 секунд землетрясение оказалось непохожим на предыдущие. Выяснилось, что вместо резких толчков, которые шли бы один за другим в течение нескольких секунд и разрушали мелкие здания, на этот раз между толчками было порядка 4–5 секунд. Подобные «медленные» землетрясения представляют опасность как раз для высотных построек.

Этим и объясняется то, что 60-метровая вышка, которая пережила землетрясение 1934 года, на этот раз рухнула.

Кроме того, в результате землетрясения стала ниже и высочайшая гора мира Эверест (Джомолунгма). По словам американских специалистов, высота горы уменьшилась примерно на 2,5 см. При этом горный массив Аннапурна вырос примерно на 20 см.

Все эти внезапные преображения связаны как раз с землетрясением и движением тектонических плит. При этом саму долину Катманду исследователи сравнивают с миской, наполненной желе. Более того, такие землетрясения с длинным промежутком между толчками иначе передают энергию, а поэтому не вписываются в существующие у геологов представления.

«Думаю, что такие землетрясения могут произойти не только в Гималаях. Взять хотя бы Лос-Анджелес. Если оно произойдет там, то такие пятисекундные толчки с последующей передачей энергии уничтожат 50-этажные здания», — резюмировали исследователи.

При этом в Москве «собственное» землетрясение именно местной генерации достаточной силы, чтобы его заметило население, почти невозможно. Как рассказывал  заместитель директора Института физики Земли Евгений Рогожин, время от времени в Москве ощущаются землетрясения силой до 5 баллов — это карпатские землетрясения, которые регулярно ощущаются в Москве как эхо от довольно далекого сейсмического события.

По всем имеющимся сейсмологическим данным, Москва относится к сейсмически безопасным районам. За письменный период истории Руси с Х века по настоящее время ни в летописях, ни в других литературных источниках в Москве не было отмечено ни одного достаточно сильного местного землетрясения. Не было зарегистрировано ни одного сколько-нибудь заметного местного подземного толчка за все 70 лет практически непрерывных наблюдений сейсмической станицей «Москва» (ЦСС «Москва»), расположенной в Пыжевском переулке.

Источник:  http://www.gazeta.ru/