/ Новости сайта / Космос / Самый высокоэнергетический свет во Вселенной
13.01.2016

Самый высокоэнергетический свет во Вселенной

Ученые научной команды телескопа Major Atmospheric Gamma-ray Imaging Cherenkov (MAGIC) сообщили об открытии самого мощного пульсирующего излучения, когда-либо обнаруженного для нейтронной звезды, близ центра сверхновой, вспыхнувшей в 1054 г. и известной как пульсар Краба.

Пульсар Краба представляет собой останки звезды, которая сформировала собой туманность Краба, взорвавшись как сверхновая. Масса этих звездных останков составляет примерно 1,5 массы Солнца, а диаметр – не больше 10 километров, при этом вращение нейтронной звезды происходит со скоростью 30 оборотов в секунду, и звезда окружена мощным магнитным полем.

В 2011 г. ученые обнаружили при помощи обсерваторий MAGIC и VERITAS необычное высокоэнергетическое излучение, идущее от пульсара Краба. Сегодня согласно результатам новых наблюдений выяснилось, что это излучение ещё более высокоэнергетическое, чем предполагалось прежде – энергия фотонов этих лучей достигает нескольких ТэВ, что плохо согласуется с современными теоретическими представлениями об устройстве нейтронных звезд.

Кроме того, авторы нового исследования во главе с С. Ансольди отмечают необычно тесную синхронизацию прибывшего высокоэнергетического излучения с гамма- и радио- излучением, идущем от этого же пульсара. Согласно теоретическим представлениям тераэнергетическое излучение могло бы формироваться на границе магнитосферы или за её пределами – избежав таким образом поглощения магнитосферой нейтронной звезды – в то время как излучение в гамма- и радиодиапазонах формируется внутри этой магнитосферы. В этом случае ученые фиксировали бы заметную рассинхронизацию потоков излучения, которой не наблюдается в действительности. Таким образом, эти наблюдения поставили перед теоретиками ещё одну научную проблему, которая ждет своего решения.

Исследование опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.