/ Новости сайта / Космос / Самым ярким источником света оказалась звезда с диаметром всего 10 километров
14.01.2016

Самым ярким источником света оказалась звезда с диаметром всего 10 километров

Группа испанских астрономов неожиданно сообщила о весьма интересном открытии. Им удалось обнаружить самый мощный источник импульсного излучения, когда-либо наблюдавшегося от нейтронной звезды. Данный объект оказался пульсаром в Крабовидной туманности.

В результате взрыва сверхновой звезды, создавшей Крабовидную туманность, образовался пульсар. Масса объекта составляет 1,5 массы Солнца, а диаметр всего 10 километров. Пульсар совершает 30 оборотов в секунду и окружен областью интенсивного магнитного поля в десять тысяч миллиардов раз сильнее, чем у Солнца. Это поле является настолько сильным, что приводит в движение заряды и заставляет их вращаться с той же скоростью, что и поверхность звезды.

Эта область называется магнитосферой. Вращение магнитного поля также генерирует интенсивные электрические поля, которые в буквальном смысле вырывают электроны с поверхности. Поскольку эти ускоренные электроны выплескиваются наружу, они производят лучи радиации, которые астрономы видят каждый раз, когда луч пересекает линию зрения.

В 2011 году обсерватории MAGIC и VERITAS обнаружили неожиданные очень энергичные фотоны. Emma de Oña Wilhelmi из Института космических наук (IEEC-CSIC, Барселона), главный исследователь этой программы, говорит: "Мы провели глубокие наблюдения пульсара в Крабовидной туманности с помощью телескопа MAGIC для того, чтобы понять суть данного явления и измерить максимальную энергию исходящую от пульсирующих фотонов".

"Новые наблюдения показали значения энергий с уровнем выше ТэВ (тераэлектронвольт), то есть в несколько раз больше, чем в предыдущем измерении, что разрушило все предыдущие теоретические работы, связанные с моделированием нейтронной звезды", отметила ее коллега Роберта Занин (Roberta Zanin) (ICCUB-IEEC, Барселона).

Пульсар в Крабовидной туманности, созданный в результате взрыва сверхновой, находится на расстоянии около 6 500 световых лет от Земли, в центре намагниченной туманности, видимой в созвездии Тельца. Он является самым мощным пульсаром в нашей Галактике и одним из немногих пульсаров, обнаруженных на всех длинах волн, от радио до гамма-лучей. В своем вращающемся магнитном поле электроны и позитроны ускоряются до релятивистских энергий и испускают излучение, которое приходит на наши телескопы в виде импульсов каждые 33 миллисекунды, каждый раз, когда звезда вращается.