Вход / Регистрация
25.11.2024, 04:09
Камсвикус: крепость и таинственное святилище
Это рассказ о древнем городище под современным Черняховском. Если
пройти через поселок Тимофеевка, что в нескольких километрах на
северо-восток от Черняховска, окажешься у крутого и длинного лесистого
холма. Разве что специалист определит, что на самом деле это древний
оборонительный вал. Миновав его, человек словно оказывается в мире, где
время остановилось. Под горой негромко плещутся волны реки, ветер
шелестит листьями в кронах деревьев, и кажется, что из-за ближайшего
ствола вот-вот появится воин со щитом и копьем. И грозно спросит:
- Кто ты, чужеземец, и зачем явился ко двору славного князя Камсвикуса?!
ПРУССКАЯ ТВЕРДЫНЯ
Все преимущества возвышенности в излучине правого берега реки Ангерап оценили еще древние пруссы из племени надровов. Место представляло собой равнобедренный треугольник длиной около полутораста метров. Его основание перегородили рвом и высоким земляным валом с деревянным частоколом поверху. Непосредственно за валом была первая площадка размерами 60 на 55 метров и поднимавшаяся на 14 метров от уровня реки. На юго-запад от первой, отделенная четырехметровой глубины рвом, располагалась вторая площадка: площадью 80 на 50 метров, 10 метров над рекой.
Городище у слияния Анграпы и Писсы позволяло контролировать оба водных пути. Согласно одному из научных предположений, в мирное время укрепление могло выполнять роль святилища – не исключено, что главного у надровов. Отсюда якобы и многочисленные паранормальные явления, отмечаемые здесь в позднейшие времена. Но об этом позже.
А первое письменное упоминание о крепости Камсвикус (или Каменисвике) встречается в знаменитой «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга - брата-священника Тевтонского ордена XIV века. Он рассказывает, как магистр Конрад фон Тирберг послал в Надровию – одну из областей Пруссии – войско под началом фогта Самбии Дитриха вон Линденау.
200 ПРОТИВ КРЕСТОНОСЦЕВ
«Брат Дитрих вместе со многими братьями и 40 всадниками, со многими пехотинцами, идущими на судах, пришел в волость Надровии, называемую Каттов, и, расставив лучников в надлежащих местах и приставив к стенам лестницы, они приступили к штурму замка, - пишет Петр. - Но поскольку обитатели замка слышали, что братья прежде столь мощным натиском взяли два других замка, то в отчаянии и страхе они не могли долго оказывать сопротивление, но после недолгого штурма, при котором многие из замка были смертельно ранены, а прочие пали, братья стремительно вторглись в замок и, убив мужчин и взяв в плен женщин и детей, сожгли его дотла».
Современные историки считают, что речь в данном случае идет о прусском укреплении Каттенава на месте нынешнего поселка Фурманово. После этого тевтонцы повернули к замку Каменисвике «в котором было 200 храбрых воинов». Этот штурм был куда более кровопролитным - гарнизон крепости бился отчаянно. По одной из легенд, не обошлось без предательства: из двух родных братьев один служил захватчикам, а другой защищал родину, но, увидев в рядах штурмующих брата, не выдержал и перебил своих товарищей, после чего оборона оказалась прорвана.
Так это было или не так, но после долгого и очень тяжелого сражения Каменисвике пал. Кроме пруссов-воинов, по обычаю ордена было перебито все гражданское население, укрывавшееся в замке. А сам он сожжен. Произошло это в 1274 году.
КАК ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА
- Вообще, человеческое присутствие в этом месте имелось еще в мезолите, - рассказывает Евгений Калашников, который, будучи начальником Черняховского отряда Деснинской археологической экспедиции, вместе с коллегами в 2002-2004 годах проводил на Камсвикусе раскопки. – Именно к этому периоду относятся самые старые из здешних находок. Возможно, тут была стоянка или поселение людей каменного века. Потом их сменили представители эпохи бронзы – топоры из этого металла были обнаружены еще по ходу самых первых археологических работ в 1751 году. А укрепленное городище возникло, судя по всему, в начале нашей эры.
Лет через сто после уничтожения прусской крепости тевтонцам потребовалось обезопасить подходы к недавно основанному замку Инстербург. И на месте Камсвикуса появилось передовое укрепление, которое назвали Таммов. Однако ему на редкость не везло. Уже через год Таммов обратили в пепел литвины, предпринявшие очередной набег на владения крестоносцев.
Отбив нападение, орденские братья восстановили укрепление, но в 1376-м литовский князь Кейстутис вновь сжег его! Это занятие, видимо, так понравилось «Косте», что пять лет спустя он вернулся и повторил все в точности. Упорные тевтонцы опять воссоздали Таммов, но в 1409 году он в который уже раз был уничтожен врагами. С тех пор военный объект больше не восстанавливали, да и нужда в этом отпала. Многострадальный Камсвикус, наконец, зажил сугубо мирной жизнью – стал один из излюбленных мест отдыха здешних (и не только) пруссаков. О Таммове напоминало разве что название появившейся рядом деревушки Таммовишкен. (Кстати, советское наименование поселка Тимофеевка наверняка также было дано по созвучию с иноязычным топонимом.)
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
- Раскопки в 2002 году принесли довольно богатый материал, - вспоминает Калашников. – Помимо фрагментов керамики были найдены, например, железные ножи, ножницы, дверной замок, кованые гвозди, рыцарская шпора… И множество наконечников стрел (в том числе бронебойных), как арбалетных, так и от лука. Что характерно – все были направлены остриями от вала. То есть, наверняка были выпущены осаждавшими Таммов литовцами. Следы нескольких грандиозных пожарищ лишь подтвердили уже известные исторические факты.
Не менее интересные результаты экспедиция получила на следующий год, когда была исследована часть территории поселения, некогда прилегавшего к крепости. Кроме костей животных и различных предметов быта, археологам достались бронзовые украшения периода XI-XII веков. Особенно хороши были браслеты с оконечностями в виде драконьих голов.
В 2004 году археологи перешли на левый берег Анграпы и обнаружили еще одно древнее поселение – также, по всей видимости, некогда сожженное. Из земли извлекли наконечник стрелы доорденского периода и еще один бронзовый браслет.
- Все вместе эти объекты представляют собой огромный комплекс памятников древней культуры, - убежден Евгений Калашников. – В идеале, конечно, было бы неплохо обустроить в этом районе археологический заповедник. Но как скоро это случится и случится ли вообще – сегодня предположить практически невозможно.
ЛЕГЕНДЫ КАМСВИКУСА
Злой князь, его добрый сын и несчастная княгиня
Конечно, самым известным сказанием, связанным с Каменисвике-Таммовом, можно считать легенду о прусском князе Камсвикусе. Этот правитель отличался на редкость свирепым нравом, жестоко угнетая своих подданных. А когда сын князя попытался вступиться за простых людей, Камсвикус убил юношу. Другим злодеянием стало заточение в подземелье княгини, которая тоже чем-то провинилась перед мужем-деспотом. Тут уж терпение прусских богов лопнуло, и они наслали на замок потоп, в котором погибли и князь, и его несчастная жена.
С тех пор женщина была обречена являться людям в облике черной коровы, которую гонит черная кошка, в которую вселилась душа Камсвикуса. Воплощением же божьей кары стал черный всадник, который скачет за животными, стегая их длинным черным бичом. «Нередко в глухую полночь люди видят всех трех призраков, мчащимися в чаще леса, - гласит предание. - Доброму же сыну князя поставили памятник - камень длиной в 25 шагов».
Как правильно говорить с русалками
Как-то раз в преддверии праздника Пасхи крестьянин из Таммовишкена шел мимо древнего городища и вдруг увидел рядом с дорогой трех девушек.
- Лабас вакарас! (То есть, «добрый вечер!») – вежливо поздоровался он с незнакомками (во все времена на этой земле проживало немало пруссаков литовского происхождения).
- Что за «лабас вакарас»?! – спросили девы.
- Вечер «зеленого четверга»! – ответил крестьянин.
«Зеленым четвергом» у католиков и лютеран называется день Тайной вечери, когда Иисус Христос прощался со своими апостолами – у православных это Великий или Чистый четверг.
«И правильно ответил добрый человек, помянув деяния Господа! – одобряет легенда. – Иначе русалки – а встретились крестьянину именно они - утащили бы его на дно реки и не нашла бы душа христианская покоя во веки веков».
Местные жители уверяли, что по ночам с реки часто слышатся женские голоса, пение и смех, а в лесу – визг и яростное урчание кошачьих драк. И с наступлением темноты предпочитали держаться от воды подальше.
Стариковские сказки
«Один старик из Таммовишкена лег как-то спать и вдруг увидел у своей кровати девушку, - говорится в другой легенде. – Была она прекрасна лицом и облачена в зеленые одежды». Однако крестьянин был уже не молод и предпочел спрятаться от красотки-привидения под одеялом. Может, и к счастью, что он был уже почтенного возраста - иначе как знать, что сталось бы, окажись на месте старика пылкий юноша или мужчина в расцвете сил. Зеленая дева же, раздосадованная тем, что ее красота произвела такое действие, в отместку исцарапала крестьянина, но потом все же исчезла.
А другая старуха из той же деревни уверяла односельчан, что видела на древнем городище расстеленные неизвестно кем по земле холсты, предназначенные для выбеливания. «Когда же остальные крестьяне явились посмотреть на те холсты, то не обнаружили ничего, - повествует сказание. – Некоторые люди, впрочем, уверяли, что видели в том же самом месте развешанную по ветвям деревьев серебряную посуду».
Можно предположить, что в земле Камсвикуса столетиями хранятся какие-то ценности,. Однако, насколько известно, кладоискателям здесь никогда не сопутствовала удача. В отличие от археологов.
Путешествие к центру Земли
Исследователи считают, что большинство легенд Камсвикуса имеют сравнительно позднее происхождение - они были сложены в начале XIX века и во многом связаны с пребыванием в Восточной Пруссии наполеоновской армии. Поэтому иногда повествование балансирует на грани вымысла и документального свидетельства.
Так, издавна было известно о существовании на городище глубокого колодца. В 1813 году таинственной ямой заинтересовались французы. Стука камней, которые сначала бросали в бездну, не было слышно. И тогда оккупанты надумали спустить в колодец одного старика из Таммовишкена (пожилым сельчанам, судя по всему, вообще скучать не приходилось - Ред. ), но тот все же сумел отвертеться от опасной миссии. Тогда человека, как потом и повелось у ученых всех стран, заменили собакой. Было слышно, как животное под землей громко лаяло, а когда собачку подняли обратно, оказалось, что бедняжка вся изранена.
Суеверные простолюдины грешили на злых духов, но местный учитель Лукайтис придерживался куда более прозаичной версии. Он считал, что собачку покусали жившие в норах барсуки.
Исчезнувшая корова нашлась через 200 лет
И еще одна полубыль-полусказка. В 1810 году земля городища принадлежала одному из зажиточных таммовишкинцев. И вот крестьянин заметил, что одна из его коров каждый вечер куда-то исчезает, а наутро возвращается домой с пустым выменем. В конце концов рачительному хозяину такие выкрутасы надоели, и он задумал продать непоседливую скотину за шесть талеров.
В тот же вечер корова вновь пропала, а наутро вернулась, как обычно, подоенная. Но на сей раз к ее рогам был привязан кошель, в котором было… ровно шесть талеров! Крестьянин забрал деньги, корова снова ушла в сторону скрытого туманом городища. Но теперь уже сгинула навсегда.
Любопытно, что в ходе раскопок 2002 года археологи обнаружили в культурном слое XIX века коровий скелет без одной передней и одной задней ноги. Вполне может статься, прижимистый бауэр просто не захотел отдавать животное провиантмейстерам Великой армии, рыскавшим по прусским деревням. Тайком увел коровенку в лес и забил на мясо, а чтобы отвести от себя подозрения, сочинил мистическую небылицу.
Какое было прозвище у коровы, нам не известно. Зато фамилию хитроумного крестьянина история сохранила – его звали Крюгер.
- Кто ты, чужеземец, и зачем явился ко двору славного князя Камсвикуса?!
ПРУССКАЯ ТВЕРДЫНЯ
Все преимущества возвышенности в излучине правого берега реки Ангерап оценили еще древние пруссы из племени надровов. Место представляло собой равнобедренный треугольник длиной около полутораста метров. Его основание перегородили рвом и высоким земляным валом с деревянным частоколом поверху. Непосредственно за валом была первая площадка размерами 60 на 55 метров и поднимавшаяся на 14 метров от уровня реки. На юго-запад от первой, отделенная четырехметровой глубины рвом, располагалась вторая площадка: площадью 80 на 50 метров, 10 метров над рекой.
Городище у слияния Анграпы и Писсы позволяло контролировать оба водных пути. Согласно одному из научных предположений, в мирное время укрепление могло выполнять роль святилища – не исключено, что главного у надровов. Отсюда якобы и многочисленные паранормальные явления, отмечаемые здесь в позднейшие времена. Но об этом позже.
А первое письменное упоминание о крепости Камсвикус (или Каменисвике) встречается в знаменитой «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга - брата-священника Тевтонского ордена XIV века. Он рассказывает, как магистр Конрад фон Тирберг послал в Надровию – одну из областей Пруссии – войско под началом фогта Самбии Дитриха вон Линденау.
200 ПРОТИВ КРЕСТОНОСЦЕВ
«Брат Дитрих вместе со многими братьями и 40 всадниками, со многими пехотинцами, идущими на судах, пришел в волость Надровии, называемую Каттов, и, расставив лучников в надлежащих местах и приставив к стенам лестницы, они приступили к штурму замка, - пишет Петр. - Но поскольку обитатели замка слышали, что братья прежде столь мощным натиском взяли два других замка, то в отчаянии и страхе они не могли долго оказывать сопротивление, но после недолгого штурма, при котором многие из замка были смертельно ранены, а прочие пали, братья стремительно вторглись в замок и, убив мужчин и взяв в плен женщин и детей, сожгли его дотла».
Современные историки считают, что речь в данном случае идет о прусском укреплении Каттенава на месте нынешнего поселка Фурманово. После этого тевтонцы повернули к замку Каменисвике «в котором было 200 храбрых воинов». Этот штурм был куда более кровопролитным - гарнизон крепости бился отчаянно. По одной из легенд, не обошлось без предательства: из двух родных братьев один служил захватчикам, а другой защищал родину, но, увидев в рядах штурмующих брата, не выдержал и перебил своих товарищей, после чего оборона оказалась прорвана.
Так это было или не так, но после долгого и очень тяжелого сражения Каменисвике пал. Кроме пруссов-воинов, по обычаю ордена было перебито все гражданское население, укрывавшееся в замке. А сам он сожжен. Произошло это в 1274 году.
КАК ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА
- Вообще, человеческое присутствие в этом месте имелось еще в мезолите, - рассказывает Евгений Калашников, который, будучи начальником Черняховского отряда Деснинской археологической экспедиции, вместе с коллегами в 2002-2004 годах проводил на Камсвикусе раскопки. – Именно к этому периоду относятся самые старые из здешних находок. Возможно, тут была стоянка или поселение людей каменного века. Потом их сменили представители эпохи бронзы – топоры из этого металла были обнаружены еще по ходу самых первых археологических работ в 1751 году. А укрепленное городище возникло, судя по всему, в начале нашей эры.
Лет через сто после уничтожения прусской крепости тевтонцам потребовалось обезопасить подходы к недавно основанному замку Инстербург. И на месте Камсвикуса появилось передовое укрепление, которое назвали Таммов. Однако ему на редкость не везло. Уже через год Таммов обратили в пепел литвины, предпринявшие очередной набег на владения крестоносцев.
Отбив нападение, орденские братья восстановили укрепление, но в 1376-м литовский князь Кейстутис вновь сжег его! Это занятие, видимо, так понравилось «Косте», что пять лет спустя он вернулся и повторил все в точности. Упорные тевтонцы опять воссоздали Таммов, но в 1409 году он в который уже раз был уничтожен врагами. С тех пор военный объект больше не восстанавливали, да и нужда в этом отпала. Многострадальный Камсвикус, наконец, зажил сугубо мирной жизнью – стал один из излюбленных мест отдыха здешних (и не только) пруссаков. О Таммове напоминало разве что название появившейся рядом деревушки Таммовишкен. (Кстати, советское наименование поселка Тимофеевка наверняка также было дано по созвучию с иноязычным топонимом.)
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
- Раскопки в 2002 году принесли довольно богатый материал, - вспоминает Калашников. – Помимо фрагментов керамики были найдены, например, железные ножи, ножницы, дверной замок, кованые гвозди, рыцарская шпора… И множество наконечников стрел (в том числе бронебойных), как арбалетных, так и от лука. Что характерно – все были направлены остриями от вала. То есть, наверняка были выпущены осаждавшими Таммов литовцами. Следы нескольких грандиозных пожарищ лишь подтвердили уже известные исторические факты.
Не менее интересные результаты экспедиция получила на следующий год, когда была исследована часть территории поселения, некогда прилегавшего к крепости. Кроме костей животных и различных предметов быта, археологам достались бронзовые украшения периода XI-XII веков. Особенно хороши были браслеты с оконечностями в виде драконьих голов.
В 2004 году археологи перешли на левый берег Анграпы и обнаружили еще одно древнее поселение – также, по всей видимости, некогда сожженное. Из земли извлекли наконечник стрелы доорденского периода и еще один бронзовый браслет.
- Все вместе эти объекты представляют собой огромный комплекс памятников древней культуры, - убежден Евгений Калашников. – В идеале, конечно, было бы неплохо обустроить в этом районе археологический заповедник. Но как скоро это случится и случится ли вообще – сегодня предположить практически невозможно.
ЛЕГЕНДЫ КАМСВИКУСА
Злой князь, его добрый сын и несчастная княгиня
Конечно, самым известным сказанием, связанным с Каменисвике-Таммовом, можно считать легенду о прусском князе Камсвикусе. Этот правитель отличался на редкость свирепым нравом, жестоко угнетая своих подданных. А когда сын князя попытался вступиться за простых людей, Камсвикус убил юношу. Другим злодеянием стало заточение в подземелье княгини, которая тоже чем-то провинилась перед мужем-деспотом. Тут уж терпение прусских богов лопнуло, и они наслали на замок потоп, в котором погибли и князь, и его несчастная жена.
С тех пор женщина была обречена являться людям в облике черной коровы, которую гонит черная кошка, в которую вселилась душа Камсвикуса. Воплощением же божьей кары стал черный всадник, который скачет за животными, стегая их длинным черным бичом. «Нередко в глухую полночь люди видят всех трех призраков, мчащимися в чаще леса, - гласит предание. - Доброму же сыну князя поставили памятник - камень длиной в 25 шагов».
Как правильно говорить с русалками
Как-то раз в преддверии праздника Пасхи крестьянин из Таммовишкена шел мимо древнего городища и вдруг увидел рядом с дорогой трех девушек.
- Лабас вакарас! (То есть, «добрый вечер!») – вежливо поздоровался он с незнакомками (во все времена на этой земле проживало немало пруссаков литовского происхождения).
- Что за «лабас вакарас»?! – спросили девы.
- Вечер «зеленого четверга»! – ответил крестьянин.
«Зеленым четвергом» у католиков и лютеран называется день Тайной вечери, когда Иисус Христос прощался со своими апостолами – у православных это Великий или Чистый четверг.
«И правильно ответил добрый человек, помянув деяния Господа! – одобряет легенда. – Иначе русалки – а встретились крестьянину именно они - утащили бы его на дно реки и не нашла бы душа христианская покоя во веки веков».
Местные жители уверяли, что по ночам с реки часто слышатся женские голоса, пение и смех, а в лесу – визг и яростное урчание кошачьих драк. И с наступлением темноты предпочитали держаться от воды подальше.
Стариковские сказки
«Один старик из Таммовишкена лег как-то спать и вдруг увидел у своей кровати девушку, - говорится в другой легенде. – Была она прекрасна лицом и облачена в зеленые одежды». Однако крестьянин был уже не молод и предпочел спрятаться от красотки-привидения под одеялом. Может, и к счастью, что он был уже почтенного возраста - иначе как знать, что сталось бы, окажись на месте старика пылкий юноша или мужчина в расцвете сил. Зеленая дева же, раздосадованная тем, что ее красота произвела такое действие, в отместку исцарапала крестьянина, но потом все же исчезла.
А другая старуха из той же деревни уверяла односельчан, что видела на древнем городище расстеленные неизвестно кем по земле холсты, предназначенные для выбеливания. «Когда же остальные крестьяне явились посмотреть на те холсты, то не обнаружили ничего, - повествует сказание. – Некоторые люди, впрочем, уверяли, что видели в том же самом месте развешанную по ветвям деревьев серебряную посуду».
Можно предположить, что в земле Камсвикуса столетиями хранятся какие-то ценности,. Однако, насколько известно, кладоискателям здесь никогда не сопутствовала удача. В отличие от археологов.
Путешествие к центру Земли
Исследователи считают, что большинство легенд Камсвикуса имеют сравнительно позднее происхождение - они были сложены в начале XIX века и во многом связаны с пребыванием в Восточной Пруссии наполеоновской армии. Поэтому иногда повествование балансирует на грани вымысла и документального свидетельства.
Так, издавна было известно о существовании на городище глубокого колодца. В 1813 году таинственной ямой заинтересовались французы. Стука камней, которые сначала бросали в бездну, не было слышно. И тогда оккупанты надумали спустить в колодец одного старика из Таммовишкена (пожилым сельчанам, судя по всему, вообще скучать не приходилось - Ред. ), но тот все же сумел отвертеться от опасной миссии. Тогда человека, как потом и повелось у ученых всех стран, заменили собакой. Было слышно, как животное под землей громко лаяло, а когда собачку подняли обратно, оказалось, что бедняжка вся изранена.
Суеверные простолюдины грешили на злых духов, но местный учитель Лукайтис придерживался куда более прозаичной версии. Он считал, что собачку покусали жившие в норах барсуки.
Исчезнувшая корова нашлась через 200 лет
И еще одна полубыль-полусказка. В 1810 году земля городища принадлежала одному из зажиточных таммовишкинцев. И вот крестьянин заметил, что одна из его коров каждый вечер куда-то исчезает, а наутро возвращается домой с пустым выменем. В конце концов рачительному хозяину такие выкрутасы надоели, и он задумал продать непоседливую скотину за шесть талеров.
В тот же вечер корова вновь пропала, а наутро вернулась, как обычно, подоенная. Но на сей раз к ее рогам был привязан кошель, в котором было… ровно шесть талеров! Крестьянин забрал деньги, корова снова ушла в сторону скрытого туманом городища. Но теперь уже сгинула навсегда.
Любопытно, что в ходе раскопок 2002 года археологи обнаружили в культурном слое XIX века коровий скелет без одной передней и одной задней ноги. Вполне может статься, прижимистый бауэр просто не захотел отдавать животное провиантмейстерам Великой армии, рыскавшим по прусским деревням. Тайком увел коровенку в лес и забил на мясо, а чтобы отвести от себя подозрения, сочинил мистическую небылицу.
Какое было прозвище у коровы, нам не известно. Зато фамилию хитроумного крестьянина история сохранила – его звали Крюгер.
 
Источник: http://www.rostov.kp.ru