Ведява - шальной дух Нижегородской области
Русалочка, да без хвоста
Этот случай произошел в эрзянском селе Акузово Сергачского района. О нем мне рассказала пожилая знахарка Зоя Семеновна Сорокина. Было это после войны. Шла ее крестная вдоль берега Пьяны. Глядит, на высоком берегу сидит нагая женщина и волосы гребнем расчесывает. Лица ее не видать, а волосы длинные-предлинные. Хотела было подойти любопытная крестная к женщине, однако та, завидя ее, вдруг вскочила, громко захохотала и спрыгнула с высокого обрыва в омут. А всплеск был таков, что вода вышла из берегов. Только тогда поняла баба, что не смертная женщина это была вовсе, а эрзянская богиня, дух вод - Ведява.
И действительно, мордовское языческое божество - дух вод - Ведь-ава ("ведь" - вода, "ава" - мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы. У соседних марийцев тоже есть аналогичный персонаж - Вуд-ава. В отличие от славянской утопленницы с рыбьим хвостом - русалки, Ведява представляется с ногами и имеет более привилегированный - божественный статус.
Кстати, вместе с ней в легендах живет седобородый мужской дух Ведь-атя - водяной-старик, который считается мужем женского божества. Тем не менее главенствующая роль в мордовской мифологии отводится именно женским божествам, а все потому, что архаичные верования в эти божества возникли в эпоху матриархата.
Обширные этнографические материалы эрзи, мокши и терюхан свидетельствуют, что человек отождествлял богов и духов с теми природными объектами, которые, в первую очередь, пользовались почитанием у него самого. А одной из самых необходимых и в то же время опасных сред в жизни людей, конечно же, была вода. С глубокой древности эта стихия пугала людей. Кроме того, что они ежечасно могли утонуть, разливами смывало плотины, сносило и подтапливало мельницы, дома, заливало дождями посевы земледельцев. И наоборот, вода была необходима человеку для жизни, хозяйства, земледелия и промысла: люди ловили рыбу, охотились на бобра, водоплавающую птицу. Именно поэтому особым почитанием пользовался культ духа - покровительницы воды.
Нравом строгим отличалась…
Зачастую в преданиях, сказках, песнях, быличках эрзян и мокшан Ведява описывается как вредоносный, опасный, злобный дух, случайная встреча с которым сулит людям большие неприятности, а нередко - и скорую смерть. В этих рассказах властная покровительница воды выступает как неизбежная карающая сила или как злой дух, пророчащий смертным огромные несчастья. Согласно воле Ведявы умирают взрослые и дети, гибнет домашний скот, приходят в упадок домашнее хозяйство и лесные промыслы. Неотвратимые наказания мордовской водной владычицы распространялись на людей, нарушивших древние заповеди. Так, согласно традиционным религиозным представлениям мордвы и других поволжских финнов, людям запрещалось стирать в водоемах со стоячей водой (в озерах и прудах), рубить близко стоящие к водоемам деревья, допускать попадание грязи в священные источники и уличные колодцы.
Считалось, что Ведява и ее муж Ведятя живут в глубоких омутах и могут утопить человека: согласно мокшанским, эрзянским и терюханским верованиям, они забирают на дно ровно столько людей, сколько им надобно. Еще совсем недавно духом воды пугали детей: "Смотрите не ходите купаться, а то вас Ведява на дно утащит".
Правда, иногда водные духи якобы щадили людей, которых топили, выталкивая бедняг на берег своими холодными руками. Поэтому если тонущий человек все же оставался жив, он тот час был обязан раскланяться водным божествам, а после отблагодарить их деньгами - 5 или 10 копейками, а еще пшеном и хмелем для изготовления "пуре" - мордовского национального алкогольного напитка, приготовленного на основе меда и перги. "Они (духи воды - Авт.) уж больно бражке рады и вину тоже", - рассказывают местные старожилы. Если же каким-то образом на берег выплывала тонущая молодая девушка, она также благодарила Ведяву - бросала в реку или озеро или кольцо, или платок, или сережки.
О случае чудесного спасения утопающего мне рассказала все та же Зоя Сорокина. По ее словам, пошел как-то вечером парень из ее земляков порыбачить на реку Пьяну. Да вот беда - был он выпивши, а потому оступился, упал в глубокий бурлящий омут и стал тонуть. Только начнет бедняга выплывать на поверхность, чуточку глотнет воздуха, да не тут-то было, чьи-то цепкие холодные руки снова тянут его в речную пучину. Когда же неведомая хватка ослабла, парень что есть силы оттолкнулся от вязкого дна и, выплыв на речную поверхность, стал гневно браниться. Его проклятья были настолько страшны, что невидимое существо испугалось и уплыло прочь.
Необычную историю мне рассказала мокшанка из Саранска - Марина Агеева - корреспондент национальной радиопрограммы. Ей поведал об этом дядя, Николай Сяткин из мокшанского села Атюрьево. "Утонул там, в речке, маленький ребенок. Мужики все дно обшарили. Ну, нет, нигде не могут тело найти. Тогда мать утопшего ребенка пришла на берег с чашкой, в которой была жертвенная пища - домашний ржаной хлеб и воткнутая в него свеча. Помолилась Ведень Кирди - Ведяте (держателю, хозяину воды - старику водяному) и Ведень Кирди - Ведяве (хозяйке воды). А напоследок женщина и говорит: "Раз вы уж забрали душу ребенка, то верните нам хотя бы тело, чтобы похоронить по-человечески". И пустила чашу в воду. Та поплавала-поплавала, покружилась-покружилась, да у бережка и утонула. Там и нашлось тело".
…И водицы не жалела
Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг. Считалось, что посланные людям Ведявой болезни и страдания не вылечит никто: человек перекупался, упал в воду, провалился под лед, простыл... Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им "чадородия".
А некогда Ведява считалась богиней плодородия. И водой,
взятой из ее чертогов, земледельцы орошали поля, значит, лишь у нее
одной следовало просить дождя в засуху. Но если в русских селениях
Нижегородского края прошение о дожде проходило с обязательным шествием
вокруг села крестного хода, во главе которого селяне, а зачастую и
священники, несли православные иконы, то будучи уже давно православной
мордва предпочитала проводить "моление о дожде" совсем иначе. Хотя в ее
языческих молянах прослеживалось и множество православных мотивов.
В
засушливые годы мокшанские и эрзянские земледельцы-садоводы-огородники,
как и в былую старину, обращались к водным духам, выспрашивая у них
дождя.
Между тем
У засечной черты, на исконной реке
Я купалась, держа камышинку в руке.
Заводь всю всполошив, громким смехом звеня,
Я плыла нагишом среди белого дня.
Путник, мимо прошедший, Ведявой назвал,
Быстро шагу прибавил и в чаще пропал.
Я осталась шалить на прекрасной реке,
Певшей песни на диком степном языке.Юлия МАТРОСОВА.
Кстати
Язык и до дождя доведет
Местом проведения уникального ритуала в селе Акузово являлось местное кладбище. Знахарка уверила, что в последний раз этот обряд они проводила в 1990-е годы. Кроме нее участницами ритуала были еще около десяти эрзянок. Женщины заходили по грудь в реку Пиянлей - Пьяну, набирали из нее в рот воды и шли на кладбище. Весь путь нужно было пройти молча, не оборачиваясь и ни в коем случае не расплескать воду изо рта. Если у кого-нибудь из них она расплескивалась, обряд требовалось начинать сначала. На кладбище женщины выплевывали воду на надгробный памятник с православным крестом старших предков-охранителей погоста со словами (по-эрзянски): "Родители праведные, мы вам пить принесли, вы нас спасайте, молитесь за нас…". Скорее всего, на первоначальных этапах данного обряда в этой магической цепочке участвовала мордовская богиня вод Ведява. И именно таким образом посредством передачи информации через своих умерших предков эрзяне обращались к богине с просьбами о дожде.