Вход / Регистрация
22.11.2024, 06:06
Тайны "Шатман Тамака"
Второй сезон челябинские археологи исследуют в соседней Башкирии
погребения, совершенные племенами, составившими памятники XVIII-XVII
веков до нашей эры. Это время, синхронное Аркаиму.
Руководитель экспедиции, доктор исторических наук, профессор ЮУрГУ
Александр Таиров уверен: в эти дни найдены свидетельства общности и
различия культур тех, кто жил тысячелетия назад на территории
современного Южного Урала и соседней республики.
Погрешность — не более метра
Итак, место раскопок — юго-запад Башкирии, на границе с Оренбургской областью, Миякинский район, село Шатман Тамак, которому, кстати, исполнилось 250 лет.
Таиров-Александр-Дмитриевич-(цвет),-ЮУрГУ.jpg— К нам обратились местные краеведы, которые были заинтересованы в изучении своего района, — рассказывает Александр Таиров. — Местный предприниматель Ильгиз Ягудин спонсировал нашу экспедицию.
Могильник состоял из четырех курганов. Осенью прошлого года мы раскопали один курган этого могильника, оказавшийся очень сильно распаханным. В советское время эти земли использовали для посева сахарной свеклы, и вспашка была очень глубокая, до полуметра! В этот сезон нашли второй курган.
Зная расстояние между уже исследованными курганами, археологи геометрически высчитали месторасположение третьего и попали как раз на край каменной конструкции. Если бы допустили ошибку хотя бы на метр, то прошли бы мимо сенсационной находки!
Размеры первого кургана — 32 на 32 метра, второго и третьего — 12 на 12 метров. Все три кургана были сооружены примерно в одно и то же время — в эпоху бронзы, это середина второго тысячелетия до нашей эры. И все — с каменным кольцом. И погребальный обряд во всех курганах был примерно одинаков.
Древний мавзолей
— Это, собственно, и не кольцо, — говорит Таиров. — Курган полностью был обложен каменным панцирем, словно мавзолей, — для лучшего сохранения грунта. Самое интересное, что кладка — в виде чешуи, но не традиционным каскадом, а наложением камней «наоборот»: падавшие капли дождя не скатывались, а попадали внутрь, что создавало необходимую влажность внутри строения. В более позднее время, когда курганы уже грабили, верхняя часть разрушалась…
Когда сверху началась пахота, камни постоянно выворачивали. Даже сами местные жители рассказывали, как телегами с этих мест вывозили добротные камни. Плитняк был отменный! Уже в наше время его использовали в своих хозяйствах, на засыпку оврагов, на мощение дорог. И до сих пор эти могильные камни нет-нет да и можно встретить на окрестных дорогах.
Камни из этого карьера, который находится в полукилометре от села, использовались еще с начала первого тысячелетия нашей эры. Пришедшие несколько столетий назад жители будущего села Шатман Тамак камень для фундамента своих домов тоже добывали в этом же карьере, который перестал разрабатываться в 80-х годах прошлого века и превратился в сельскую помойку.
Горшочки от друзей?
В этом полевом сезоне в большом кургане исследовали центральное погребение, тоже оказавшееся разграбленным. В боковом погребении в большой могильной яме был захоронен человек в положении лежа на спине с подогнутыми ногами. Трудно сказать по костям, но, скорее всего, это был мужчина. Рядом лежал керамический сосуд с орнаментом. Во втором кургане — еще два погребения, одно из которых позднесарматского времени, другое — раннего Средневековья. Под каменной оградой были найдены еще три могильные ямы. Одно захоронение — парное детское (умершим было не более пяти лет), одно — взрослое, еще одно — подростка.
Примечательно, что рядом с детскими захоронениями лежали и детские горшочки. Может быть, их сделали сами умершие еще при жизни? А может, и их друзья-ровесники? Как бы то ни было, но в отличие от захоронений взрослых, где находится очень качественная керамика, в детских погребениях керамика слабообожженная, а потому очень плохой сохранности. Такое впечатление, что ее готовили специально для погребений, совершенно не заботясь ни о технологии, ни о хорошем облике.
И духи защитят нас!
И все же давайте осмыслим. Сооружение самого кургана, в котором было совершено первое погребение, относится к эпохе бронзы — XVI-XV векам до новой эры. Затем было совершено погребение в начале первого тысячелетия уже новой эры, то есть прошло примерно полторы тысячи лет! И примерно в VIII-IX веках было совершено еще одно погребение. Таким образом, между первым и последним погребениями этого кургана пролегает два с половиной тысячелетия!
— Если отмерить от времени нашего дня, проскакиваем даже эпоху Христа на полтысячелетия! Как вы думаете, каждый последующий организатор похорон знал, что в кургане кто-то уже погребен?
— Вне всякого сомнения! — говорит Александр Таиров. — Дело в том, что курганы эти были очень высокими и отовсюду хорошо видны. Пришедшие сюда два с половиной века назад будущие жители села тоже прекрасно знали, что это погребальное место.
И вот интересная особенность! Захоронение в этих курганах словно предполагает своеобразное приобщение пришедшего вновь сюда населения к тем людям, которые жили здесь. То есть они как бы показывали тем самым: мы, дескать, потомки тех людей, которые жили здесь когда-то, поэтому и хороним именно здесь. И это несмотря на то, что люди эти представляли совершенно разные культуры! Просто люди эти хотели утвердиться в своем праве жить на этой земле! Философия проста: мы приобщаемся к ним, а они, то есть их духи, будут защищать нас! Поэтому они не смели грабить эти священные захоронения.
Мозаика древней топографии
— В чем все-таки ценность находок этого сезона?
— Этот могильник практически белое пятно на карте Башкирии. Последние археологические исследования проводились на юго-западе Башкирии около полувека назад — раскопки могильника позднего сарматского периода. Вся остальная территория в округе совершенно не изучена археологами. Ценность находок этого сезона в том, что нам удалось соединить центральную и северную части Башкирии, которые достаточно хорошо изучены, с Оренбуржьем. Это белое пятно мы как бы закрываем и соединяем оренбургские степи с лесостепной зоной Башкирии. Таким образом, картина из мозаичной становится более цельной.
Познакомившись с нашими исследованиями, башкирские археологи отметили: из 400 известных им погребений срубного времени в Южном Приуралье есть не более десятка погребений, совершенных в срубе на древнем горизонте. То есть три наших кургана входят в число очень и очень редких!
— Есть ли аналогичные захоронения на территории Челябинской области?
— Южное Зауралье — зона распространения Андроновской культуры, а Приуральская Башкирия — это зона срубной культуры. Западные районы Челябинской области — это стык между Андроновской и срубной культурами. Поэтому у нас можно найти смешанные типы памятников, то есть у нас происходило смешение погребальных традиций.
Когда ехали на раскопки в Башкирию, мы исходили из нашего представления о расположении памятников Южного Зауралья, а потому и настраивались на то, что обнаружим курганы раннего железного века (РЖВ). А здесь мы столкнулись с тем, что была совершенно новая топографическая ситуация: там, где у нас РЖВ, у них — курганы эпохи бронзы...
…Пока в археологической лаборатории ЮУрГУ на столе разложены сотни черепков, которые предстоит еще склеить. Какую интригу готовит для историков предстоящая реставрация, покажет время. Кто знает, быть может, иные из этих черепков были связаны с нашими уральскими предками еще две тысячи лет назад? А может, и четыре…
Погрешность — не более метра
Итак, место раскопок — юго-запад Башкирии, на границе с Оренбургской областью, Миякинский район, село Шатман Тамак, которому, кстати, исполнилось 250 лет.
Таиров-Александр-Дмитриевич-(цвет),-ЮУрГУ.jpg— К нам обратились местные краеведы, которые были заинтересованы в изучении своего района, — рассказывает Александр Таиров. — Местный предприниматель Ильгиз Ягудин спонсировал нашу экспедицию.
Могильник состоял из четырех курганов. Осенью прошлого года мы раскопали один курган этого могильника, оказавшийся очень сильно распаханным. В советское время эти земли использовали для посева сахарной свеклы, и вспашка была очень глубокая, до полуметра! В этот сезон нашли второй курган.
Зная расстояние между уже исследованными курганами, археологи геометрически высчитали месторасположение третьего и попали как раз на край каменной конструкции. Если бы допустили ошибку хотя бы на метр, то прошли бы мимо сенсационной находки!
Размеры первого кургана — 32 на 32 метра, второго и третьего — 12 на 12 метров. Все три кургана были сооружены примерно в одно и то же время — в эпоху бронзы, это середина второго тысячелетия до нашей эры. И все — с каменным кольцом. И погребальный обряд во всех курганах был примерно одинаков.
Древний мавзолей
— Это, собственно, и не кольцо, — говорит Таиров. — Курган полностью был обложен каменным панцирем, словно мавзолей, — для лучшего сохранения грунта. Самое интересное, что кладка — в виде чешуи, но не традиционным каскадом, а наложением камней «наоборот»: падавшие капли дождя не скатывались, а попадали внутрь, что создавало необходимую влажность внутри строения. В более позднее время, когда курганы уже грабили, верхняя часть разрушалась…
Когда сверху началась пахота, камни постоянно выворачивали. Даже сами местные жители рассказывали, как телегами с этих мест вывозили добротные камни. Плитняк был отменный! Уже в наше время его использовали в своих хозяйствах, на засыпку оврагов, на мощение дорог. И до сих пор эти могильные камни нет-нет да и можно встретить на окрестных дорогах.
Камни из этого карьера, который находится в полукилометре от села, использовались еще с начала первого тысячелетия нашей эры. Пришедшие несколько столетий назад жители будущего села Шатман Тамак камень для фундамента своих домов тоже добывали в этом же карьере, который перестал разрабатываться в 80-х годах прошлого века и превратился в сельскую помойку.
Горшочки от друзей?
В этом полевом сезоне в большом кургане исследовали центральное погребение, тоже оказавшееся разграбленным. В боковом погребении в большой могильной яме был захоронен человек в положении лежа на спине с подогнутыми ногами. Трудно сказать по костям, но, скорее всего, это был мужчина. Рядом лежал керамический сосуд с орнаментом. Во втором кургане — еще два погребения, одно из которых позднесарматского времени, другое — раннего Средневековья. Под каменной оградой были найдены еще три могильные ямы. Одно захоронение — парное детское (умершим было не более пяти лет), одно — взрослое, еще одно — подростка.
Примечательно, что рядом с детскими захоронениями лежали и детские горшочки. Может быть, их сделали сами умершие еще при жизни? А может, и их друзья-ровесники? Как бы то ни было, но в отличие от захоронений взрослых, где находится очень качественная керамика, в детских погребениях керамика слабообожженная, а потому очень плохой сохранности. Такое впечатление, что ее готовили специально для погребений, совершенно не заботясь ни о технологии, ни о хорошем облике.
И духи защитят нас!
И все же давайте осмыслим. Сооружение самого кургана, в котором было совершено первое погребение, относится к эпохе бронзы — XVI-XV векам до новой эры. Затем было совершено погребение в начале первого тысячелетия уже новой эры, то есть прошло примерно полторы тысячи лет! И примерно в VIII-IX веках было совершено еще одно погребение. Таким образом, между первым и последним погребениями этого кургана пролегает два с половиной тысячелетия!
— Если отмерить от времени нашего дня, проскакиваем даже эпоху Христа на полтысячелетия! Как вы думаете, каждый последующий организатор похорон знал, что в кургане кто-то уже погребен?
— Вне всякого сомнения! — говорит Александр Таиров. — Дело в том, что курганы эти были очень высокими и отовсюду хорошо видны. Пришедшие сюда два с половиной века назад будущие жители села тоже прекрасно знали, что это погребальное место.
И вот интересная особенность! Захоронение в этих курганах словно предполагает своеобразное приобщение пришедшего вновь сюда населения к тем людям, которые жили здесь. То есть они как бы показывали тем самым: мы, дескать, потомки тех людей, которые жили здесь когда-то, поэтому и хороним именно здесь. И это несмотря на то, что люди эти представляли совершенно разные культуры! Просто люди эти хотели утвердиться в своем праве жить на этой земле! Философия проста: мы приобщаемся к ним, а они, то есть их духи, будут защищать нас! Поэтому они не смели грабить эти священные захоронения.
Мозаика древней топографии
— В чем все-таки ценность находок этого сезона?
— Этот могильник практически белое пятно на карте Башкирии. Последние археологические исследования проводились на юго-западе Башкирии около полувека назад — раскопки могильника позднего сарматского периода. Вся остальная территория в округе совершенно не изучена археологами. Ценность находок этого сезона в том, что нам удалось соединить центральную и северную части Башкирии, которые достаточно хорошо изучены, с Оренбуржьем. Это белое пятно мы как бы закрываем и соединяем оренбургские степи с лесостепной зоной Башкирии. Таким образом, картина из мозаичной становится более цельной.
Познакомившись с нашими исследованиями, башкирские археологи отметили: из 400 известных им погребений срубного времени в Южном Приуралье есть не более десятка погребений, совершенных в срубе на древнем горизонте. То есть три наших кургана входят в число очень и очень редких!
— Есть ли аналогичные захоронения на территории Челябинской области?
— Южное Зауралье — зона распространения Андроновской культуры, а Приуральская Башкирия — это зона срубной культуры. Западные районы Челябинской области — это стык между Андроновской и срубной культурами. Поэтому у нас можно найти смешанные типы памятников, то есть у нас происходило смешение погребальных традиций.
Когда ехали на раскопки в Башкирию, мы исходили из нашего представления о расположении памятников Южного Зауралья, а потому и настраивались на то, что обнаружим курганы раннего железного века (РЖВ). А здесь мы столкнулись с тем, что была совершенно новая топографическая ситуация: там, где у нас РЖВ, у них — курганы эпохи бронзы...
…Пока в археологической лаборатории ЮУрГУ на столе разложены сотни черепков, которые предстоит еще склеить. Какую интригу готовит для историков предстоящая реставрация, покажет время. Кто знает, быть может, иные из этих черепков были связаны с нашими уральскими предками еще две тысячи лет назад? А может, и четыре…