/ Новости сайта / Космос / Черная дыра поймала белого карлика
14.03.2017

Черная дыра поймала белого карлика

Астрономы обнаружили звезду, которая обращается вокруг черной дыры с периодом каждые полчаса, сообщается на сайте Университета штата Мичиган. Наблюдения проводились с использованием телескопов Chandra, NuSTAR и радиотелескопа ATCA.

Звезда и черная дыра находятся в шаровом скоплении 47 Тукана – скоплении звезд в нашей галактике, расположенном на расстоянии около 14,8 тыс. световых лет от Земли.

Исследование этого шарового скопления ведется уже на протяжении многих лет, однако только в 2015 году наблюдения с использованием радиотелескопа позволили обнаружить черную дыру, которая поглощала вещество звезды – белого карлика.

Новые проведенные Chandra наблюдения системы под обозначением X9 выявили, что она меняет свою яркость с периодичностью каждые 28 минут. Ученые предположили, что именно столько времени занимает у звезды один оборот вокруг черной дыры. Измерения также показали наличие большого количества кислорода в системе, что типично для белых карликов. Согласно расчетам ученых, звезда находится от центра черной дыры всего в 2,5 раза дальше, чем Луна от Земли.

На протяжении долгого времени астрономы предполагали, что черные дыры либо полностью отсутствуют в шаровых скоплениях, либо их там очень мало. Новое открытие позволяет говорить, что черные дыры в шаровых скоплениях не такое уж и редкое явление.

Как звезда стала таким близким компаньоном черной дыры? Одно из возможных объяснений – встреча черной дыры с красным гигантом. Газ из внешних слоев звезды был впоследствии выброшен из системы, а оставшееся ядро превратилось в белого карлика.

Согласно альтернативной гипотезе, которую исследователи считают маловероятной, белый карлик стал компаньоном не черной дыры, а нейтронной звезды. В этом случае мы, возможно, превращение двойной системы в миллисекундный пульсар.