Вход / Регистрация
23.12.2024, 03:01
SpaceX и перспективы колонизации Марса
Сегодня мы с интересом наблюдаем за тем, как ракета SpaceX вертикально приземляется на плавучую платформу. Завтра мы уже выглядываем в окошко марсианского купола (будут ли в нем окошки?), чтобы полюбоваться цветущими помидорами. Между сегодня и завтра — пропасть длиной в… теоретически — 10—20 лет. Практически — такого прогресса человечество не видело и за последние 50 лет.
Невероятность массовой колонизации Марса
Цель в 1 миллион жителей на Марсе — нереальна. С помощью Mars Colonial Transporter, который будет перевозить 100 пассажиров за раз, потребуется 10 000 перелетов, чтобы просто отвезти на Красную планету людей.
Но материальной поддержки будет в 10 раз больше. Сам Илон Маск признает, что системе потребуется 110 000 рейсов.
Даже при одном рейсе в день потребуется 301 год. И если рейсы будут ежедневными, а путешествие туда и обратно потребует больше года (потому что когда Марс будет дальше, путешествия будут дольше), потребуется 425 многоразовых космических аппаратов. Это больше, чем может позволить себе любая компания или даже страна.
При 24 рейсах в год 110 000 рейсов растянутся на 4583 года.
Чтобы профинансировать пассажирский транспорт, Маску придется найти миллион человек, готовых заплатить по 200 000 долларов за добровольную жизнь в аду. Только бедные и малоимущие могли бы отважиться и попытать удачу, чтобы заработать денег. Но у них не будет 200 000 долларов.
Маск мог бы найти миллион человек, желающих отправиться туда и найти хорошую работу, но тогда кому-то еще придется заплатить за поездку и выплачивать людям зарплату.
Продажа туристических поездок не сможет оплатить рейсы. Едва ли SpaceX удастся найти много групп из 20 человек, готовых заплатить 1 миллион долларов, чтобы оплатить билеты 80 других, особенно когда космические путешествия станут довольно распространенными.
Это будет не месяц на Луне или на туристической космической станции. Люди потратят около двух лет на жизнь в аду плюс бесплатная радиация на завтрак, обед и ужин. Вы видите, чтобы кто-нибудь добровольно отправлялся жить в Антарктиду, которая по условиям немного похожа на Марс? Я нет.
Поэтому, если только Марс не будет богат минералами или другими очень ценными ресурсами, которые оплатят поездки (люди и ресурсы будут ехать на Марс, а минералы — на Землю), с нашими нынешними технологиями космических перелетов, Марс будет очень зависим от Земли, и будет там несколько сотен поселенцев.
Мы будем двухпланетным видом, но второй планете придется плохо, если первая планета будет плохо себя чувствовать. Только с новыми технологиями космических путешествий Марс сможет стать автономным.
Цель сделать человечество видом, живущим на двух планетах, очень достойная с точки зрения обеспечения нашего выживания на миллионы лет. Но обычные люди, которые переживают больше о том, как заплатить за коммуналку и налоги, делают только посильные практические вещи и надеются на лучшее. Они не станут ставить на кон свою жизнь, чтобы отправиться на Марс и внести свою лепту в выживание людей как вида.
И поскольку массовая колонизация Марса экономически нецелесообразна, такого не случится.
SpaceX заслуживает уважения за свои возможности
В любом случае, стоит отдать должное, даже если планы по колонизации Марса кажутся чересчур оптимистичными, SpaceX уже доказала, что вполне может добраться до Марса. Маск похож на одержимого. Он не успокоится, пока не доставит людей на Красную планету.
До сих пор ему платило NASA за отправку и возвращение груза на Международную космическую станцию с отличными результатами.
После некоторых задержек SpaceX запустит этим летом свою ракету Falcon Heavy и, возможно, начнут отправлять астронавтов NASA на Международную космическую станцию в 2018 (или 2019) году. Также они обещают первый беспилотный полет на Марс в 2020 году (хотя изначально он был запланирован на 2018).
Конечно, если некоторые астронавты NASA (или объявленные туристы, которые полетят к Луне в 2018 году) в конечном итоге погибнут в результате катастрофы, нас будет ждать еще одна задержка, уже на многие годы. Не стоит мешать SpaceX со всеми теми мечтателями, которые грезят большими планами, не имя ни копейки за душой.
Если SpaceX сможет отправить людей на Марс быстрее, чем NASA (SpaceX говорит о 2025 годе, но недавняя задержка первого беспилотного полета говорит о том, что эти сроки нереалистичны), даже при помощи NASA (если NASA поймет, что Маск реально готов это сделать, агентство тоже присоединится), Маск займет достойное место в истории, рядом с фон Брауном и Королевым (и вовсе не с Гагариным или Армстронгом, это достойные люди, но их заслуга обеспечена другими людьми — на их месте могли быть многие).
Даже Трамп мог бы помочь. Он выбрал Маска одним из своих советников. Маск мог бы использовать огромное эго Трампа, нашептав ему, что Трамп разделит историческую славу, если прикажет NASA присоединиться к SpaceX в марсианской эпопее (и забыть о Space Launch System).
Конечно, Трамп уже не сможет торжественно объявить: «Мы завоевали Марс: я сделал Америку великой снова!», потому что не будет в должности. История его не запомнит.
Зачем же нам лететь на Марс?
Для человечества было бы совершенно фантастическим с точки зрения гордости и самоуважения добраться до Марса и основать там постоянную станцию для исследований и небольшого туризма, но пока мы не найдем экономических причин сделать большее, мы не сможем сделать большее.
Можно сказать, мол, черт возьми, мы собираемся потратить миллиарды, чтобы потешить свое самолюбие (повеселиться), когда могли бы потратить эти деньги на борьбу с нищетой и лечение болезней?
Что ж, мы тратим гораздо больше (триллионы) просто так, на миллионы разных вещей.
Просто подумайте о том, сколько киноиндустрия тратит на создание фильмов. Многие из них уже сейчас стоят больше 300 миллионов долларов. Бюджет «Марсианина» был 108 миллионов. Миссия Mars Semi-direct, очень низкобюджетная миссия с участием людей на Марс, обошлась бы в 55 миллиардов долларов.
Но Илон Маск говорит, что может построить марсианскую ракету за 10 миллиардов долларов. Можно даже увеличить эту сумму до 20 миллиардов, включив стоимость других возможных вещей. Да, она может стоить и больше, но давайте просто примем это число. Это стоимость 66 фильмов с бюджетом в 300 миллионов каждый. Стоит ли это того?
Очевидно, задача сделать человечество многопланетным видом все еще целесообразна с научной и экономической точек зрения, поэтому у нас должны быть другие причины не делать этого.
Мы можем сказать, что будущее людей неразрывно связано с космосом, поскольку Солнце выгорит и уничтожит всю жизнь на Земле через 3-4 миллиарда лет.
Но это будет так далеко в будущем, что наши шансы закончить существование до этого куда выше.
Не будем спорить, поездка и создание марсианской базы улучшит наши технологии и, может быть, даже приведет к научным прорывам. Но мы не хотим на Марс по другим причинам.
Мы могли бы пойти на это, даже если бы не было никаких технологических преимуществ. Там ведь даже жизни нет.
Мы делаем многие дорогостоящие вещи без особой причины. Экономика — это всего лишь инструмент по достижению наших целей, и все они исключительно психологические.
Например, мы хотим зарабатывать деньги не ради денег, а ради положительных эмоций, включая безопасность, независимость, свободу действий, а не просто ради товаров, которые мы можем купить.
В 60-х годах прошлого века США и СССР потратили миллиарды на гонку за Луну, просто пытаясь продемонстрировать миру лучшую политическую систему.
Маск настаивает на том, что мы обязаны стать многопланетным видом, чтобы рационализировать свои стремления, но он не увидит этого при своей жизни (если не начнет вкладывать в исследование бессмертия).
Иногда он признается, что настоящая цель в том, чтобы делать вдохновляющие вещи. Он имеет в виду исторические события. Он ищет свое место в истории, пытаясь заслужить собственное бессмертие. И в этом нет ничего плохого. Именно такие люди, как он, вывели нас из пещер каменного века, поскольку большинство из нас не сделали и не сделают ничего действительно важного в течение всей нашей жизни.
Мы хотим побывать на Марсе, потому что это заставит нас гордиться тем, что мы люди, как ничто другое. И поэтому хотим добраться до Марса раньше, чем до любого астероида, даже если на астероиде больше ценных минералов.
Конечно, если подождать еще 50 лет, можно сделать это за меньшие деньги и с меньшими рисками, но зачем отдавать всю славу нашим детям и внукам?
Раз уж наши отцы и деды упустили свою возможность, мы можем это сделать. И если я говорю «мы», это не значит, что я сыграю какую-либо роль в этом путешествии. Так люди говорят о спортивных успехах: они никогда не говорят, что их клуб или страна победили — они говорят «мы победили».
Именно это коллективное присвоение успехов других людей придает такое большое психологическое значение событиям, которые на самом деле практически не имеют отношения к нашей жизни (по крайней мере в краткосрочной перспективе), вроде того же посещения Марса.
Мы все сыграем роль в этом историческом успехе для человечества. Неважно, будет это США, Россия, Мадагаскар или отдельный человек. Мы отправимся на Марс по психологическим причинам, потому что в этом смысл жизни.