Связь процесса древней глобализации и возникновения политеизма
Распространение политеизма и взаимное проникновение разных религий неразрывно связано с процессами древней глобализации. В любой исторический период и на любой территории, где налаживались связи или происходили контакты между разными группами людей (военные походы, изменение границ стран, налаживание торговых отношений) происходило не только укрепление культурных связей, но и обмен бытовыми привычками, нормами произношения слов, мифами и представлениями об окружающем мире. Не мог не затронуть процесс интеграции и вопросы религии как основу мировоззрения членов раннеклассового общества.
Истоки политеизма
К факторам возникновения политеизма относят:
- попытки объяснить природные явления, с которыми сталкивался человек;
- отображение в религиозных мифах привычных людям представлений о иерархии в семье и обществе;
- обожествление воплощений бога.
Вера в потусторонние сущности, духов предков или рода, богов и их помощников помогала человечеству составить четкую, понятную картину мира и своего места в нем во времена, когда слишком мало природных явлений получили научное объяснение. Производным этой веры стало магическое мышление — убежденность в возможности влиять на окружающую действительность посредством символических действий, мыслей, определенных слов (заговоров, молитв), ритуалов (жертвоприношений, обрядов).
Роль глобализации в преобладании политеизма над стереотеризмом
Долгое время в среде специалистов по мировым религиям и историков преобладало мнение о том, что многобожие или язычество — первичная, присущая самым ранним объединениям древних людей система представлений об окружающем мире. Современные исследования позволяют утверждать, что политеизм зародился на основе древних, возникших до появления письменности представлений о двух божественных началах — мужском и женском. Доводы в пользу этой версии можно прочитать по ссылке.
Благодаря процессам глобализации представления народов о двух божественных сущностях, известных разным племенам под разными именами распространялись по миру, их наделяли все новыми чертами. Постепенно их стали представлять в виде разных существ, а не отображений двух изначальных богов.