Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:25
Самые загадочные места Смоленской области
В этом году свое 48-летие отметил клуб «Гамаюн», а 30 лет назад «гамаюновцы» основали свою детскую сказочную республику «Гамаюния» со столицей в деревне Рибшево Духовщинского района. За это время было организовано более 500 больших походов, ребята прошли более 40 тыс. км, что сопоставимо с длиной экватора!
В «гамаюновских» экспедициях каждый год принимает участие порядка 20 тыс. участников, а число полевых дней ежегодно зашкаливает за добрую сотню. В этом году уже состоялся 373-й по счету сбор. Гостем пресс-клуба «РП» стал основатель и бессменный руководитель страны «Гамаюния» Владимир Иванович ГРУШЕНКО, заслуженный учитель России, руководитель Центра этнографии, краеведения и туризма Дворца творчества детей и молодежи города Смоленска.
- Владимир Иванович, расскажите, как все начиналось, как создавалась «Гамаюния»?
- 17 ноября 1935 года в Смоленске открыли Дворец пионеров. Он был вторым в Советском Союзе после Харьковского. А в то время одним из основных направлений в работе с детьми был «краеведческий принцип познания» окружающей действительности. И в походы ходили после войны, причем без снаряжения, даже спальников не было, только солдатские вещмешки. И я в школьные годы участвовал в таких вылазках. Потом работал в геологической экспедиции, а в 1967 году пришел в городское управление образования, и меня сразу пригласили на должность ответственного за туристско-краеведческую работу в школах города.
- Сколько вам было лет?
- Ровно 30, а через три года я создал клуб «Гамаюн».
- А почему его назвали «Гамаюн»?
- Как-то раз в материалах нашего краеведческого музея пединститута промелькнуло описание древнего княжеского герба Смоленского князя Глеба Святославича, вернувшегося из литовского плена. В описании его княжеского знака были такие слова: «Гамаюн на громаде (пушке)». Г. В. Ражнев, когда писал о смоленском гербе, тоже привел эти факты: «…Можно без всякого сомнения утверждать, что Глеб Святославич мечтал о том времени, когда он взойдет на отцовский престол и прославит свое княжение собственным гербом. Подбирая в воображении его атрибуты, Глеб твердо решил: главным из них будет пушка. Она угрожала и предупреждала, заставляла думать о мощи, неприступности, беспощадности и возмездии. Смоленск, пограничный город, должен быть грозен, а пушка лучше всего выражала суть города-крепости, твердо спящего на границе русской земли. Вторым атрибутом герба смоленский князь избрал райскую птицу Гамаюн. Она символизировала чудесную силу, мир, счастье, а также царственность и величие. К тому же она смягчала и удивительно причудливо украшала грозный герб».
Мне очень понравилась вот эта мифологичность и сказочность. А еще то, что Гамаюн – птица вещая. В сказках А. С. Пушкина Гамаюном был золотой петушок, который своим криком предупреждал о наступлении врагов. И мне был близок этот образ вещей птицы-девы, как берегини, как хранительницы родного края. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.
- Одним словом, вещая птица Гамаюн стала и для вашего клуба берегиней?
- Да. Но когда в Смоленске открыли Дом быта «Гамаюн», мои ребята были возмущены, предлагали даже пойти и снести это здание (смеется). Конечно, такой «плагиат» стал тогда для нас полной неожиданностью.
- В юбилейном видеоролике один ваш бородатый воспитанник сказал, что для «гамаюновцев» вы стали Велесом, Перуном и Даждь-богом в одном лице…
- За глаза меня всегда звали коротко и емко - шеф. Отношение же к богам у нас такое: это интересно, поскольку позволяет не только изучать мировоззрение наших предков, но и проникнуть в глубины тысячелетий.
- Сколько экспедиций и сборов на «гамаюновском» счету?
- 373.
- На острове озера Дго есть уникальное славянское капище… Что именно там находится?
- Одно из немногих или даже единственное в своем роде - капище Рода с огромным камнем в виде ладьи, длина которого метров шесть. Но обнаружили его не «гамаюновцы», в свое время район озера Дго исследовал наш замечательный краевед С.М. Яковлев, автор книги «Наши известные земляки». Потом он уехал в Ленинград, и где-то там остался и его архив.
Еще один наш известный любитель истории Василий Михайлович Гавриленков рассказывал мне, что Сергей Михайлович сделал карту, на которой были отмечены святилища, места, где стояли обрядовые камни с личинами. Святилище мы нашли и нашли камни, которые к нему примыкают. С древними руническими знаками и символами. Сейчас тайны этих загадочных мест заново открывают работники национального парка и общество «Полк Перуна».
В «гамаюновских» экспедициях каждый год принимает участие порядка 20 тыс. участников, а число полевых дней ежегодно зашкаливает за добрую сотню. В этом году уже состоялся 373-й по счету сбор. Гостем пресс-клуба «РП» стал основатель и бессменный руководитель страны «Гамаюния» Владимир Иванович ГРУШЕНКО, заслуженный учитель России, руководитель Центра этнографии, краеведения и туризма Дворца творчества детей и молодежи города Смоленска.
- Владимир Иванович, расскажите, как все начиналось, как создавалась «Гамаюния»?
- 17 ноября 1935 года в Смоленске открыли Дворец пионеров. Он был вторым в Советском Союзе после Харьковского. А в то время одним из основных направлений в работе с детьми был «краеведческий принцип познания» окружающей действительности. И в походы ходили после войны, причем без снаряжения, даже спальников не было, только солдатские вещмешки. И я в школьные годы участвовал в таких вылазках. Потом работал в геологической экспедиции, а в 1967 году пришел в городское управление образования, и меня сразу пригласили на должность ответственного за туристско-краеведческую работу в школах города.
- Сколько вам было лет?
- Ровно 30, а через три года я создал клуб «Гамаюн».
- А почему его назвали «Гамаюн»?
- Как-то раз в материалах нашего краеведческого музея пединститута промелькнуло описание древнего княжеского герба Смоленского князя Глеба Святославича, вернувшегося из литовского плена. В описании его княжеского знака были такие слова: «Гамаюн на громаде (пушке)». Г. В. Ражнев, когда писал о смоленском гербе, тоже привел эти факты: «…Можно без всякого сомнения утверждать, что Глеб Святославич мечтал о том времени, когда он взойдет на отцовский престол и прославит свое княжение собственным гербом. Подбирая в воображении его атрибуты, Глеб твердо решил: главным из них будет пушка. Она угрожала и предупреждала, заставляла думать о мощи, неприступности, беспощадности и возмездии. Смоленск, пограничный город, должен быть грозен, а пушка лучше всего выражала суть города-крепости, твердо спящего на границе русской земли. Вторым атрибутом герба смоленский князь избрал райскую птицу Гамаюн. Она символизировала чудесную силу, мир, счастье, а также царственность и величие. К тому же она смягчала и удивительно причудливо украшала грозный герб».
Мне очень понравилась вот эта мифологичность и сказочность. А еще то, что Гамаюн – птица вещая. В сказках А. С. Пушкина Гамаюном был золотой петушок, который своим криком предупреждал о наступлении врагов. И мне был близок этот образ вещей птицы-девы, как берегини, как хранительницы родного края. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.
- Одним словом, вещая птица Гамаюн стала и для вашего клуба берегиней?
- Да. Но когда в Смоленске открыли Дом быта «Гамаюн», мои ребята были возмущены, предлагали даже пойти и снести это здание (смеется). Конечно, такой «плагиат» стал тогда для нас полной неожиданностью.
- В юбилейном видеоролике один ваш бородатый воспитанник сказал, что для «гамаюновцев» вы стали Велесом, Перуном и Даждь-богом в одном лице…
- За глаза меня всегда звали коротко и емко - шеф. Отношение же к богам у нас такое: это интересно, поскольку позволяет не только изучать мировоззрение наших предков, но и проникнуть в глубины тысячелетий.
- Сколько экспедиций и сборов на «гамаюновском» счету?
- 373.
- На острове озера Дго есть уникальное славянское капище… Что именно там находится?
- Одно из немногих или даже единственное в своем роде - капище Рода с огромным камнем в виде ладьи, длина которого метров шесть. Но обнаружили его не «гамаюновцы», в свое время район озера Дго исследовал наш замечательный краевед С.М. Яковлев, автор книги «Наши известные земляки». Потом он уехал в Ленинград, и где-то там остался и его архив.
Еще один наш известный любитель истории Василий Михайлович Гавриленков рассказывал мне, что Сергей Михайлович сделал карту, на которой были отмечены святилища, места, где стояли обрядовые камни с личинами. Святилище мы нашли и нашли камни, которые к нему примыкают. С древними руническими знаками и символами. Сейчас тайны этих загадочных мест заново открывают работники национального парка и общество «Полк Перуна».
Про «Смоленские ворота» и мистический бункер Гитлера
- Владимир Иванович, в нашем краю не так много легенд, на которые с удовольствием «клюют» туристы. Может быть, мы о них просто не знаем? Не поделитесь хотя бы одной из них?
- Начну с того, что смоленская земля сама по себе уже настоящий природный феномен. Еще академик Б.А. Рыбаков говорил, что Гнездово - это перекресток, путь не «из варяг в греки», а между Киевом и Великим Новгородом, связывающий Русь южную и Русь северную. Это исторический и геологический крест. Здесь как раз проходит тектонический разлом самой древней Евразийской платформы. И когда после Чернобыльской катастрофы на Смоленщине начали исследовать воду в колодцах и источниках, то обнаружили выброс радона, это связано как раз с этим тектоническим разломом. Военные, если помните, тоже оперировали термином «днепровские ворота». Когда захватчики планировали походы на Русь, всегда звучало понятие «на Москву через Смоленские ворота».
И когда Гитлер готовил свой «дранг нах остен» (натиск на Восток), то у них при движении на Москву самой главной задачей было захватить «Смоленские ворота». И 16 июля 1941 года, когда фюреру доложили, что его доблестные войска вошли Смоленск, в Германии был объявлен национальный праздник, мол, все, война уже практически окончена, дело сделано. Фашисты практически сразу «прихватизировали» наши курганные группы в Гнездове. А осенью 1941-го в Красном Бору началось строительство мистического центра, которому дали название «Беренхалле» - «Медвежий угол». Именно на строительстве его подземных комплексов работали пленные поляки и наши, а потом их отстреляли как отработанный материал в Козьих Горах. Вся эта территория была объявлена закрытой зоной, даже для немцев. Здесь работали только археологи и служба Альфреда Розенберга – уполномоченного фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием национал-социалистической немецкой рабочей партии и рейхсминистра восточных оккупированных территорий.
- Но вход в бункер Гитлера по-прежнему замурован… И что именно там находится, по-прежнему тайна за семью печатями.
- Когда я еще был пионером, то у одной из наших пионервожатых был брат, который участвовал в освобождении этой территории. Они спускались в «Медвежий угол» Гитлера, и потом он рассказывал, что видел там конференц-залы, кресла, и что-то еще. Одним словом, это по-прежнему военная тайна, однако не вызывает сомнений, что она как-то связана с Гнездовскими курганами.
- Некоторые исследователи называют Гнездово-Смоленск «пупом Русской земли». Вы с этим утверждением согласны?
- Да, потому что в перекрестии, о котором я уже говорил, он является определяющим.
Про Чудо-юдо и «живой лес» у истоков Днепра
- Понятно, но все-таки хотелось бы услышать какую-то легенду…
- Хорошо, расскажу о том, что мы обнаружили в глухом районе Смоленщины, у истоков Днепра. Первый раз я там был еще в школьной экспедиции в 1954 году. И в первую экспедицию своих «гамаюновцев» повел примерно по тому же маршруту.
Мы нашли лужицу, из которой вытекал ручеек, а когда проверили, то в глубине этой лужи обнаружили сруб колодца, уходивший метра на три в глубину. Это один из истоков Днепра, потому что раньше он был еще выше. Рядом с ним находится Гавриловское озеро, которое не имеет ни дна, ни берегов: к нему идешь по подводным невидимым гатям, по колено в воде, а иногда и по пояс. Так вот, по легенде, которую рассказали местные жители, в нем Чудо-юдо обитает, которое и ревет, и людей глотает, а когда их нет, то довольствуется животными.
А еще там есть подводный колодец, из которого тоже воду черпают. И когда ты выходишь в лес, который растет на корневой подушке, то шагаешь, а все деревья вокруг колышатся. Там в основном растут сосны и смешанный подлесок. Вот такой «живой лес» у истоков Днепра. Там сейчас монахи основали Свято-Владимирский мужской монастырь, а часовню построили прямо на том месте, где был колодец.
- А может, там и вода «живая»?
- Не исключено. Хотя определенными полезными свойствами обладает даже обычная талая вода.
Про карельские жемчужины смоленских лесов
- Владимир Иванович, расскажите, какие интересные находки были в «гамаюновских» экспедициях?
- После каждой экспедиции я приходил к нашим ученым и докладывал, где и что мы нашли. Одно время речь шла о памятниках деревянного крестьянского зодчества, которые было бы желательно сохранить и в дальнейшем использовать. Это касалось и предметов крестьянского быта, промыслов. Были на «гамаюновском» счету и интересные археологические комплексы, и памятники природы. Говоря об этом, нельзя не сказать о совместной работе с нашим другом и товарищем, профессиональным археологом Сергеем Сергеевичем Ширинским. Нам удалось открыть на Смоленщине уникальные рощи карельской березы. Но когда я пришел к главному лесничему, он меня выслушал, а потом сказал так: «Что ты мне голову морочишь? У нас только что прошло исследование всех смоленских лесов, но карельской березы в них нет, не выдумывай. Но тогда я вытащил вещдок - спил уникальной узорчатой древесины.
- А где у нас рощи карельской березы?
- Их несколько. Есть целая система урочищ карельской березы, которые мы нанесли на карту. Первую рощу обнаружили в районе деревни Криволес, в 10 км восточнее Шумяч. Меня тогда отправили к местному лесничему, чтобы я ему показал, где именно растут в его хозяйстве эти березы. Я к нему приезжаю, начинаю тот же разговор, а вижу, что он, как и его начальник, мне не верит. Мол, я здесь работаю 25 лет и знаю каждый кустик в округе. Тогда мы сели в машину, и я ему показал рощу – карельскую жемчужину шумячских лесов. Он, конечно, очень удивился. А еще в районе Рудни мы нашли шлаки древних производств и целые рудные поля, которые разрабатывали, а затем производили железо.
В детской республике, на территории НП «Смоленское Поозерье», мы открыли больше сотни археологических памятников - святилищ, курганов, курганных групп, городищ, селищ, поминальные ямы. А потом по этим точкам я водил археологов и снова все показывал и рассказывал. Детская республика находится на территории Смоленского Поозерья, только мы ее создали тогда, когда там еще никакого парка не было. Мы изучали всю эту территорию как неизвестную, необитаемую землю - сначала один угол, потом другой, третий… То есть мы брали конкретный участок и исследовали его вдоль и поперек. Находили много интересного - древние святилища, курганы, погребальные ямы…
Велись многолетние комплексные работы. В нашу сферу интересов входил и древний Вержавск.
Столица «Гамаюнии»
- Почему вы в качестве штаб-квартиры «Гамаюнии» выбрали не загадочный Вержавск, а Рибшево?
- В районе Вержавска мы, бывало, по месяцу стояли, и все работали, обхаживали, исследовали, изучали эти места. Но там у нас не было дома, и никто не захотел помочь нам его построить. Хотя райисполком и закрепил там за детской республикой 2 га земли, на берегу озера.
Когда я стал директором областной станции туристов, то снова обратился в райисполком, попросил сделать берега озера Рытое центром детской республики. Но чиновники тогда делили наследство пионерлагеря, и снова попросили подождать. Но сколько же можно было ждать?
А потом я узнал, что в Рибшево закрывается школа. Обратился в облоно и попросил отдать нам это здание. Меня тогда спросили: зачем тебе эта старая «деревяшка»? Давай поищем другое здание - кирпичное, со спортзалами. Но я настоял на своем, и в итоге нам эту школу отдали - по этому поводу вышел приказ Министерства просвещения РСФСР от 10 октября 1987 года. Эта школа стала для нас домом.
Лесная республика «Гамаюния» - это особая детская природная территория, которая является экспериментальной психолого-педагогической лабораторией комплексного подхода к решению проблем становления личности. Площадь этой территории - 300 кв. км. Место расположения - юго-восточная часть национального парка «Смоленское Поозерье». Центр находится в деревне Рибшево Духовщинского района. Здесь расположены озера ледникового происхождения - Махнач (Мохань), Зачарованное (Окнище), Пашковское, Рибшевское - всего 11.
И мы начали открывать нашу «Гамаюнию» без карт, ножками: исследовали каждую тропку, ручей, бор, болото, курган… А дом наш оказался бывшей земской больницей. Выяснилось, что ему больше 130 лет (я нашел в архиве отчет земской больницы в Рибшево за 1895 - 1897 гг.).
Это здание впоследствии было и школой, и штабом партизан. А теперь уже 30 лет Рибшево – столица «Гамаюнии». На территории детской республики у нас более ста стоянок: археологических и тех, что мы делаем сами. Много тематических маршрутов, в том числе и сказочных. У нас есть Зачарованное озеро, река Василевка. А вы знаете, почему А. Т. Твардовский, у которого Рибшево было любимой деревней, в своей поэме «Страна Муравия» называл Василевку «Царь-рекой»?
Царские места
- Потому что «василевсами» называли царей?
- Правильно, получается что наши Василисы Премудрые - царевны. На территории «Гамаюнии» таких древних топонимов очень много. И речка Желюховка (от имени богини Жели), и речка Радонь (богиня Рада, Радуница), и озеро Челыновское (от слова «чело»), раньше там гадали на судьбу, кидая в воду белые и черные камушки. Из Челыновского вытекает река Корытница - от слова кара (гласные буквы чередуются. - Прим. авт.), а карать, наказывать - это «след» богини Карны. То есть вокруг все названо в честь богинь. И такие интересные древнейшие топонимы там на каждом шагу, включая сам Вержавск, рядом с которым есть озеро Ржавец. И я спрашиваю у наших географов, почему вы пишите, что название озера произошло из-за ржавой воды? Там нет никакой ржавчины. А все дело в том, что у наших предков был культ ржаниц - рожениц. Отсюда и такое название озера. А еще мы нашли такое удивительное место, где река образует прямой угол, по широте идет с востока на запад и дальше под прямым углом разворачивается на север. И на этом прямоугольном мысе из-под земли торчал камушек.
Мы стали его раскапывать и выкопали алатырь-камень. Огромный - в виде сундука-саркофага, метра три на полтора.
Славянская мифология часто упоминает о существовании некоего Алатыря-камня, являющегося, согласно поверьям, центром Вселенной. Народные языческие верования наделяли его безграничной силой. Боги обитали на небе, люди - на земле. А еще был подземный мир. И связывал их воедино сакральный Алатырь-камень. Прошлое, настоящее и будущее также сходились в этой оси мира.
- Но вы собрали и богатую этнографическую коллекцию?
- Да, в ней очень много рушников, набожников, образцов народной одежды, а еще у нас большая коллекция керамики - больше 300 единиц, и в комплексе все это создает видовой мировоззренческий ряд.
- Владимир Иванович, а что такое погребальные ямы?
- Я тоже не знал, что это такое и какую функцию они выполняли, поэтому все выспрашивал об этом у наших археологов. Понимание пришло, когда мы исследовали район современной Вазузской гидротехнической системы, которая была образована путем затопления нескольких деревень, в том числе и деревни Субботники, в которой жил удивительный человек, ветеран Великой Отечественной войны Александр Петрович Костенко. Он, кстати, в составе дивизии принимал участие в освобождении Смоленска от фашистов в ночь с 24 на 25 сентября 1943 года. Когда советские бойцы переправились через Днепр, командир спросил: «Смоляне есть?» Он ответил, что есть, и получил приказ: взять красный стяг, залезть на крепость и что есть мочи кричать: «Смоленск - наш!» Что Александр Петрович и сделал. Именно он приоткрыл мне завесу тайны и по поводу погребальных ям наших предков.
Оказывается, в день поминовения предков, а таких дней в году было несколько, на мысах рек рыли воронкообразные или тарелкообразные ямы, насыпали бруствер, на который садились, опускали ноги вниз, под землю, в мир нави, в мир предков, и с помощью ритуальной пищи соединяли три мира - нави, яви (наш мир) и прави (мир богов).
- Как у вас в «Гамаюнии» интересно! Теперь понимаю, почему «гамаюновцы» так людят свою волшебную страну…
- Хотя многие из них уже сами стали бабушками и дедушками, и теперь к нам ходят и их внуки, и даже правнуки.
- Владимир Иванович, а книги вы пишите? Какие-нибудь сказки и легенды от Грушенко?
- К сожалению, мне некогда этим заниматься, но мы ведем «журналы жизни», где день за днем описываем наши походы. Накопилась целая библиотека таких журналов. А еще у нас есть сказочный зачин для погружения в мир сказки, ведь на сказочном маршруте протяженностью 50 км расположено больше 70 сказочных объектов. Однако в сказках просто так никто не прохлаждается.
Все заняты делом, даже царевичи: ищут живую и мертвую воду, аленький цветочек, молодильные яблоки, Василису Прекрасную либо отправляются в путь, чтобы поразить Кощея Бессмертного. Мы бездельников не жалуем. Ребята все делают сами - и дрова рубят, и дежурят, и готовят, и ставят палатки. Причем в любую погоду. Учатся работать коллективно под руководством командиров. У нас структура, как у военных: планирование, подведение итогов дня на совете командиров. Но вы должны понимать, что есть территория детской республики «Гамаюния», и есть другой мир, для которого мы тоже открыты.
У нас бывают экспедиции на Север, Урал, Кавказ, в Крым. Нас даже пригласили в Сочинский национальный парк и попросили разработать подобие нашей детской «Гамаюнии» на территории Мацестинского лесничества. Мы предложили создать там «Атлантиду Понтийскую», маршруты которой были бы связаны с аргонавтами, нартами и т. д. Но потом началась Олимпиада, и там стало, видимо, не до сказок.
Кузница героев
- А это правда, что «Гамаюния» стала кузницей настоящих героев?
- У нас есть геологи, военные, преподаватели, писатели, например Олег Ермаков, а еше летчик стратегических самолетов, у которого на борту «12 Хиросим». Наши ребята были «вежливыми людьми» в Крыму, Чечне, Афганистане, служили в погранвойсках… А один из наших воспитанников, Дмитрий Николаевич Никитин, который пришел к нам, будучи семиклассником, а потом был командиром, председателем клуба, сейчас стал моим правопреемником. Сейчас он в Рибшево, занимается подготовкой очередного слета.
- В каком возрасте можно стать «гамаюновцем»?
- Начиная с пятого класса, когда ребенок уже может двигаться по тропинке с рюкзачком за плечами. И понятно, что речь не идет о рафинированных барышнях и маменькиных сынках, такие у нас очень быстро отсеиваются.
- Говорят, ваша база в Рибшево попала в зону интересов американского спутника-шпиона?
- С нами контактируют и приезжают архангельские отряды, человек по 60, а еще ребята с Кубани и Прибалтики, из Краснодара и Москвы. И вот московская «школа выживания» нашла эти материалы: оказалось, действительно, американский спутник-шпион вел фотосъемку нашей территории, и ребята сделали нам на память космическую карту-картину в подарок.
Вержавск находится на территории Воробьевского сельского поселения Демидовского района, между озерами Ржавец и Поганое, в 600 м западнее деревни Городище. Городище открыто И. И. Орловским, исследовалось В. В. Седовым и Л. В. Алексеевым. Овальная площадка (100х40 м) городища была обнесена валом. Культурный слой мощностью до 1 м содержит материалы XII - XIII вв. Вал имел высоту не менее 2,2 м и был сооружен одновременно с возникновением поселения. К городищу примыкал неукрепленный посад, в лесу располагался курганный могильник (в 1960 г. насчитывалось около 40 насыпей).
Впервые Вержавск, второй по величине после Смоленска город, был разорен литовскими войсками в начале XVI века. Окончательно исчез уже в первой половине XVII века. Но если верить легенде о «втором Китеж-граде», то, по преданию, Вержавск в одночасье со всеми постройками и обитателями... ушел под воду озера Поганого. Совсем как знаменитый Китеж. И тот Вержавск, который мы знаем - совсем другой город, построенный на берегу озера, которое из-за проклятия и назвали Поганым.