Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:23
Сыны Израиля перешли море «благодаря» природному катаклизму?
Сыны Израиля сами пришли в Древний Египет в голодные годы и находились там на положении нынешних гастарбайтеров. Трудились они в основном на стройках. Так продолжалось несколько веков. Однако плодовитость иудеев стала настораживать египетских фараонов. Вероятно, Рамсес II (1290-1224 гг. до нашей эры) повелел повивальным бабкам умертвлять каждого новорождённого сына евреев.
Поскольку бабки не выполнили его приказа, фараон приказал каждого еврейского младенца мужского пола бросать в реку. Мать Моисея сплела корзину из тростника и оставила своего сына в ней на берегу реки. Дочь фараона нашла младенца, пожалела его и взяла во дворец. Фактически Моисей воспитывался при египетском дворе как принц. Но когда ему стукнуло 40 лет, озаботился судьбой еврейского народа. Он убил надзирателя, жестоко обращавшегося с израильтянами, убежал из дворца и стал жить как простой пастух. Тут-то ему в горящем, но не сгорающем, терновом кусте явился бог Яхве и объявил, что возлагает на Моисея миссию, чтобы тот увёл сынов Израиля из египетского рабства в страну, где текут молоко и мёд.
Курс — на юг!
В ветхозаветном Исходе описана драматическая и полная приключений история о том, как Моисей увёл свой народ из Египта. Правда, эта история не содержит указаний на то, когда она произошла, но многие исследователи сходятся во мнении, что Исход состоялся во времена фараона Мернептаха, преемника Рамсеса II. Тогда Египет был ослаблен войнами с агрессивными соседями, чем и решили воспользоваться евреи.
Сначала Моисей хотел решить дело миром. Он попал на приём к фараону и попросил его отпустить еврейский народ. Но тот не только отказал, а ещё более усилил гнёт евреев. Однако у сынов Израиля имелся божественный покровитель Яхве, который наслал на Египет десять казней. Фараон проявил принципиальность. Он держался, когда вода в Египте превратилась в кровь, когда дома подверглись атакам жаб, мошки и песьих мух, в то время как люди и скот заболели воспалением с нарывами, а посевы побил град, когда восточный ветер принёс саранчу, а тьма окутала всю землю египетскую. Но, наконец, сломался после десятой казни, состоявшей в том, что первенцы египтян, в том числе и фараона, и всё первородное из их скота погибали, а сыновья и скот сынов Израиля продолжали прибавляться.
В дальнейшей истории есть один загадочный момент. В книге Исход (глава 3, стих 21) Яхве говорит: «И дам народу сему милость в глазах египтян; и когда пойдёте, то пойдёте не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших, и дочерей ваших, и оберете египтян». Некоторые учёные на основании этого выдвигают версию, что Исходу израильтян предшествовало их вооружённое восстание, в ходе которого они разграбили египетские дома. Если это так, то становится понятным, почему фараон, сначала разрешивший сынам Израиля покинуть Египет, потом бросился за ними в погоню.
Он почти настиг их на берегу Красного (Чермного, или Тростникового) моря. И тут Моисей с помощью Яхве явил себя подлинным чудотворцем. В Библии на этот счёт говорится: «И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону».
Надо сказать, картина расступившегося моря для того, кто мало-мальски имеет хоть какое-то воображение, выглядит впечатляюще. Художники чаще всего представляют это так: гигантские водяные валы, отороченные поверху белыми гребнями пены, словно стены, раздвинулись по сторонам и застыли в неподвижности. А по узкой полоске суши, поражённые невиданным чудом, бегут-спешат сыны Израилевы, подгоняемые по-отечески суровым Моисеем.
Но так ли выглядела эта сцена на самом деле?
Механизм чуда
Чудесное спасение израильтян, которые прошли сквозь расступившееся море, до сей поры считается одним из ключевых назидательных и символических библейских событий. Оно символизирует спасение верующих в истинного бога и ужасную смерть язычников как не покаявшихся грешников, которых воплощали в себе египтяне. А ещё это событие впоследствии стало прообразом ритуала Крещения. Уже в Новом Завете, в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла, говорится: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море».
Поэтому вопрос о том, могло ли в реальности море расступиться перед израильтянами, чрезвычайно важен. Если нет, то можно подвергнуть сомнению многие религиозные догмы. И учёные долгие годы не жалели сил, чтобы объективно оценить реальность библейского чуда.
На этот счёт существует несколько версий.
Море, которое перешли, не замочив ног, израильтяне, по-древнееврейски называется Ям-Суф. В точном переводе Ям-Суф значит «море камыша». Упоминание о Красном море появилось только в Новом Завете, значит, можно сделать вывод, что Моисей вёл свой народ не через море, а через Горькие озера, поросшие камышом. Израильтяне, пользуясь мелким бродом, прошли сквозь болота, а тяжёлые колесницы египтян увязли в них.
Не исключено, что израильтяне выбрали путь по узкому перешейку, отделявшему Средиземное море от озера Сирбонис. Озеро Сирбонис лежит на несколько метров ниже уровня моря и часто высыхает до такой степени, что по его дну можно спокойно пройти, не замочив ног. Но угрозу представляют внезапно налетающие бури, которые заполняют его водой. Израильтяне успели пройти высохшее озеро, а потом налетел с севера ураган, гнавший перед собой гигантские волны, которые прорвали узкую дамбу и обрушились на египтян.
Ещё одна из версий напрямую связана с космосом: дескать, планета Венера прошла настолько близко к Земле, что воды моря поднялись силой её притяжения и пропустили израильтян, а потом Венера удалилась, её притяжение ослабло, и морская пучина поглотила египтян.
Есть ещё и такое соображение: море расступилось перед сынами Израиля вследствие мощного извержения вулкана в 1628 году до Рождества Христова, когда оно практически разрушило остров Санторини в Эгейском море.
Что сказал компьютер?
И, наконец, сказали своё веское слово новые компьютерные технологии. Специалисты из Национального центра атмосферных исследований в Колорадо (NCAR) и Колорадского университета в Боулдере методом компьютерного моделирования доказали возможность такого события, как разделение моря. Учёные допустили, что библейские события произошли там, где древний рукав Нила подходил к мелководным прибрежным лагунам, рядом с современным Порт-Саидом. Погоня могла идти через лагуну, известную как озеро Танис. Компьютерная модель показала, что восточный ветер, дувший со скоростью 139 км/ч на протяжении не менее 12 часов, вполне мог сотворить в воде коридор шириной 3,2 километра и длиной 4,8 километра, который мог быть открыт примерно четыре часа.
Так что библейское чудо с исходом израильтян вполне могло иметь место, но носило оно вполне природный, а не божественный характер. Правда, объяснить, почему то или иное природное явление случилось именно в том месте и именно с сынами Израиля, сказать трудно.
Так что элемент чуда во всём этом всё-таки присутствует.
Фараона поглотила пучина?
Приложили свою руку к объяснению библейских загадок и российские учёные.
Сотрудники Института океанологии Санкт-Петербурга Алексей Андросов и Наум Вольцингер выдвинули следующую теорию: вследствие сильного ураганного ветра риф в районе Суэцкого канала мог обнажиться, а по нему Моисей и перевёл свой народ по морю «аки посуху».
Но если с фактом «расступления» моря учёные всё ещё спорят, то с тем, что фараон и его поданные, скорее всего, погибли при преследовании, похоже, уже согласились. И это подтверждается следующим фактом: в 1898 году в Долине царей обнаружили мумию фараона Мернептаха. И появились слухи, что на ней найдены «симптомы инкрустации кристаллами соли», являвшиеся доказательством, будто фараон действительно утонул в море.
И не исключено, что он утонул, пустившись в погоню за Моисеем.
Поскольку бабки не выполнили его приказа, фараон приказал каждого еврейского младенца мужского пола бросать в реку. Мать Моисея сплела корзину из тростника и оставила своего сына в ней на берегу реки. Дочь фараона нашла младенца, пожалела его и взяла во дворец. Фактически Моисей воспитывался при египетском дворе как принц. Но когда ему стукнуло 40 лет, озаботился судьбой еврейского народа. Он убил надзирателя, жестоко обращавшегося с израильтянами, убежал из дворца и стал жить как простой пастух. Тут-то ему в горящем, но не сгорающем, терновом кусте явился бог Яхве и объявил, что возлагает на Моисея миссию, чтобы тот увёл сынов Израиля из египетского рабства в страну, где текут молоко и мёд.
Курс — на юг!
В ветхозаветном Исходе описана драматическая и полная приключений история о том, как Моисей увёл свой народ из Египта. Правда, эта история не содержит указаний на то, когда она произошла, но многие исследователи сходятся во мнении, что Исход состоялся во времена фараона Мернептаха, преемника Рамсеса II. Тогда Египет был ослаблен войнами с агрессивными соседями, чем и решили воспользоваться евреи.
Сначала Моисей хотел решить дело миром. Он попал на приём к фараону и попросил его отпустить еврейский народ. Но тот не только отказал, а ещё более усилил гнёт евреев. Однако у сынов Израиля имелся божественный покровитель Яхве, который наслал на Египет десять казней. Фараон проявил принципиальность. Он держался, когда вода в Египте превратилась в кровь, когда дома подверглись атакам жаб, мошки и песьих мух, в то время как люди и скот заболели воспалением с нарывами, а посевы побил град, когда восточный ветер принёс саранчу, а тьма окутала всю землю египетскую. Но, наконец, сломался после десятой казни, состоявшей в том, что первенцы египтян, в том числе и фараона, и всё первородное из их скота погибали, а сыновья и скот сынов Израиля продолжали прибавляться.
В дальнейшей истории есть один загадочный момент. В книге Исход (глава 3, стих 21) Яхве говорит: «И дам народу сему милость в глазах египтян; и когда пойдёте, то пойдёте не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших, и дочерей ваших, и оберете египтян». Некоторые учёные на основании этого выдвигают версию, что Исходу израильтян предшествовало их вооружённое восстание, в ходе которого они разграбили египетские дома. Если это так, то становится понятным, почему фараон, сначала разрешивший сынам Израиля покинуть Египет, потом бросился за ними в погоню.
Он почти настиг их на берегу Красного (Чермного, или Тростникового) моря. И тут Моисей с помощью Яхве явил себя подлинным чудотворцем. В Библии на этот счёт говорится: «И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону».
Надо сказать, картина расступившегося моря для того, кто мало-мальски имеет хоть какое-то воображение, выглядит впечатляюще. Художники чаще всего представляют это так: гигантские водяные валы, отороченные поверху белыми гребнями пены, словно стены, раздвинулись по сторонам и застыли в неподвижности. А по узкой полоске суши, поражённые невиданным чудом, бегут-спешат сыны Израилевы, подгоняемые по-отечески суровым Моисеем.
Но так ли выглядела эта сцена на самом деле?
Механизм чуда
Чудесное спасение израильтян, которые прошли сквозь расступившееся море, до сей поры считается одним из ключевых назидательных и символических библейских событий. Оно символизирует спасение верующих в истинного бога и ужасную смерть язычников как не покаявшихся грешников, которых воплощали в себе египтяне. А ещё это событие впоследствии стало прообразом ритуала Крещения. Уже в Новом Завете, в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла, говорится: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море».
Поэтому вопрос о том, могло ли в реальности море расступиться перед израильтянами, чрезвычайно важен. Если нет, то можно подвергнуть сомнению многие религиозные догмы. И учёные долгие годы не жалели сил, чтобы объективно оценить реальность библейского чуда.
На этот счёт существует несколько версий.
Море, которое перешли, не замочив ног, израильтяне, по-древнееврейски называется Ям-Суф. В точном переводе Ям-Суф значит «море камыша». Упоминание о Красном море появилось только в Новом Завете, значит, можно сделать вывод, что Моисей вёл свой народ не через море, а через Горькие озера, поросшие камышом. Израильтяне, пользуясь мелким бродом, прошли сквозь болота, а тяжёлые колесницы египтян увязли в них.
Не исключено, что израильтяне выбрали путь по узкому перешейку, отделявшему Средиземное море от озера Сирбонис. Озеро Сирбонис лежит на несколько метров ниже уровня моря и часто высыхает до такой степени, что по его дну можно спокойно пройти, не замочив ног. Но угрозу представляют внезапно налетающие бури, которые заполняют его водой. Израильтяне успели пройти высохшее озеро, а потом налетел с севера ураган, гнавший перед собой гигантские волны, которые прорвали узкую дамбу и обрушились на египтян.
Ещё одна из версий напрямую связана с космосом: дескать, планета Венера прошла настолько близко к Земле, что воды моря поднялись силой её притяжения и пропустили израильтян, а потом Венера удалилась, её притяжение ослабло, и морская пучина поглотила египтян.
Есть ещё и такое соображение: море расступилось перед сынами Израиля вследствие мощного извержения вулкана в 1628 году до Рождества Христова, когда оно практически разрушило остров Санторини в Эгейском море.
Что сказал компьютер?
И, наконец, сказали своё веское слово новые компьютерные технологии. Специалисты из Национального центра атмосферных исследований в Колорадо (NCAR) и Колорадского университета в Боулдере методом компьютерного моделирования доказали возможность такого события, как разделение моря. Учёные допустили, что библейские события произошли там, где древний рукав Нила подходил к мелководным прибрежным лагунам, рядом с современным Порт-Саидом. Погоня могла идти через лагуну, известную как озеро Танис. Компьютерная модель показала, что восточный ветер, дувший со скоростью 139 км/ч на протяжении не менее 12 часов, вполне мог сотворить в воде коридор шириной 3,2 километра и длиной 4,8 километра, который мог быть открыт примерно четыре часа.
Так что библейское чудо с исходом израильтян вполне могло иметь место, но носило оно вполне природный, а не божественный характер. Правда, объяснить, почему то или иное природное явление случилось именно в том месте и именно с сынами Израиля, сказать трудно.
Так что элемент чуда во всём этом всё-таки присутствует.
Фараона поглотила пучина?
Приложили свою руку к объяснению библейских загадок и российские учёные.
Сотрудники Института океанологии Санкт-Петербурга Алексей Андросов и Наум Вольцингер выдвинули следующую теорию: вследствие сильного ураганного ветра риф в районе Суэцкого канала мог обнажиться, а по нему Моисей и перевёл свой народ по морю «аки посуху».
Но если с фактом «расступления» моря учёные всё ещё спорят, то с тем, что фараон и его поданные, скорее всего, погибли при преследовании, похоже, уже согласились. И это подтверждается следующим фактом: в 1898 году в Долине царей обнаружили мумию фараона Мернептаха. И появились слухи, что на ней найдены «симптомы инкрустации кристаллами соли», являвшиеся доказательством, будто фараон действительно утонул в море.
И не исключено, что он утонул, пустившись в погоню за Моисеем.