Вход / Регистрация
18.12.2024, 20:40
Когда Кёльнский собор закончат, наступит конец света
Впервые века нашей эры, когда христиан среди жителей провинциального северного города Кёльна было немного, на месте будущего собора стоял обычный римский дом. Он, очевидно, принадлежал кёльнскому христианину, потому что это ему пришла в голову мысль устроить в своём частном владении домовую церковь. Археологи раскопали её останки.
От частного дома до готического гиганта
Примерно в IV веке, когда христианство набирало силу и стало уже государственной религией, на фундаменте частного дома была возведена — судя по апсидам — первая христианская церковь. Она имела скромные размеры — всего-то 40 метров длиной. Прошёл ещё век, и на фундаменте этой церкви выросла новая, с полом, вымощенным плиткой.
С 530 года, как указывают хронисты, в этой церкви стали хоронить франконскую знать. За два столетия постройка приросла в размерах почти вдвое. К тому же к ней впритык был пристроен баптистерий, где проводился обряд крещения. Но как ни заботились об этой церкви, жители богатого Кёльна, уже вполне христианского средневекового города, затеяли грандиозную перестройку: снесли и храм, и баптистерий под корень и возвели новый, большой и красивый собор — собор Хильдебольда, названный так по имени кёльнского епископа, который к моменту освящения собора в 873 году был уже мёртв.
Несколько веков спустя, когда началось новое строительство, собор Хильдебольда стали именовать просто Старым собором. Об этом соборе известно, что оба конца его нефа завершались трансептами (поперечными нефами) и в нём хранилось распятие архиепископа Геро, второе по величине в Европе. Христос был изображён на кресте, сделанном из двух дубовых досок, фигура Иисуса, высотой около двух метров, была позолочена и расписана. В соборе проводились торжественные богослужения, но к середине XII века он стал маловат для нужд растущего города. Тем более что именно в этот собор архиепископ Кёльна Рай-нальд фон Дассель собирался поместить привезённую из итальянского похода христианскую святыню — подлинные мощи трёх волхвов.
Их городу Кёльну подарил император Фридрих Барбаросса, ограбивший миланский монастырь. В 1164 году Дассель привёз мощи в Кёльн. Старый собор — увы! — не соответствовал значению обретённой святыни! Дассель объявил о необходимости построить для мощей, которые уложили в громадный золотой ларец, новый собор — такой же изящный, роскошный и величественный, как этот ларец. И то правда! К мощам ринулось несметное число паломников не только со всей Священной Римской империи, как тогда назывались владения германского императора, но и с сопредельных территорий. Кёльн всё-таки был немного ближе, чем Святая земля! Но строительство нового собора для хранения мощей началось при архиепископе Энгельбер-те. Он, правда, хотел сперва просто немного расширить Старый собор, построенный в романском стиле, но вот ведь незадача: в 1225 году архиепископа убили…
Воздушный корабль
Строительство началось в 1248 году. С задержкой на 22 года. Зато вместо постепенного пристраивания и перестраивания старой конструкции пришлось строить главный собор города Кёльна заново: при попытке сжечь для сноса восточную часть здания рабочие спалили и весь собор! Архитектором нового собора был назначен мастер-каменщик Герхард фон Риле. Именно он изготовил чертежи собора и разработал его концепцию. Собор, который взялся возводить архитектор Риле, должен был стать огромным, но почти воздушным, благодаря множеству ломаных арок, высоких сводов, аркад и летящих к небу зазубренных шпилей. Новый архитектурный стиль, в котором построен этот собор, получил название готического. Впрочем, Риле не был изобретателем, идею он позаимствовал у соседей-французов, которые для того, чтобы сделать соборы более светлыми, высоко подняли арочные своды и заменили тяжёлые массивы стен изящными пилястрами.
За образец архитектор взял собор города Амьена, но сделал его не трёх-, а пятинефным. Первый этап строительства был закончен в 1265 году, когда постройка была частично завершена. Но недаром о Кёльнском соборе и его строителе ходили легенды! Сооружение казалось жителям Кёльна таким необычным и далёким от полного завершения, что они рассказывали, будто Риле заключил договор с самим дьяволом: тот должен был помогать архитектору в его трудах — в обмен сами знаете на что. Договор стороны собирались подписать до первого крика петуха. Стояла ночь. Риле готовился распрощаться со своей бессмертной душой, но тут вмешалась умная и изворотливая жена строителя.
Только тот собирался окунуть перо в собственную кровь, как она прокричала петухом. Дьявол страшно рассердился. Души Риле он не получил, но в отместку изрёк: когда встанет на место последний камень, тогда наступит и конец света. Как бы то ни было, но дьявольское проклятие довлело над этим строительством: стройку так и не могли завершить. Через 70 с лишним лет после закладки первого камня мастер Герхард запечатал восточную часть здания временной стеной. В 1322 году, эта часть собора была освящена. Для Риле эта стройка стала делом всей его жизни. После его смерти новым строителем был назначен Михаил из Савойи, который возводил собор в Праге. Он начал возводить западную часть здания, а в 1395 году его труд продолжал Андреас фон Эвердинген. Он достроил южную башню колокольни до второго этажа и умер. С 1412 года стройкой руководил Николаус ван Бу-эрен, башню достроили до 57 метров высоты и приостановили работы. Кёльнский собор становился самым великим долгостроем Средневековья. Он не был завершён ни в 1510 году, ни в 1530 году, ни в 1559 году. А в 1560 году было объявлено, что на строительство этого чёртова собора не будет выделено более ни единого золотого! Так вот Кёльнский собор в недостроенном виде провёл XVI, XVII и почти весь XVIII век!
Ориентир для лётчиков
Его решили достраивать в конце XVIII века… но началась Великая французская революция, потом — война с Наполеоном, потом — события 1830 года. В 1842 году вроде бы стали собирать деньги на строительство собора. Инициатором выступил сам прусский король Фридрих Вильгельм IV. Многие тогдашние люди с готовностью его поддержали. Основная проблема была не в том, чтобы собрать деньги, а в том, чтобы достраивать сооружение с одновременной реставрацией: за три века постройка начала ветшать. В 1848 году в день, когда торжественно отмечали 600-летие со дня закладки краеугольного камня, снова вмешался дьявол — с недостроенной башни сорвался камень и убил женщину, стоявшую в толпе зевак. Вывод был очевиден: если собор не достроить, он рухнет. Тут же возвели для безопасности деревянные перекрытия над нефом и трансептами. 20 лет потребовалось, чтобы возвести и достроить западный фасад. Ещё 12 — чтобы наконец-то завершить строительство. Официально работы были завершены в 1880 году. Достроили всё, что можно достроить, восстановили внутренний интерьер, крышу перекрыли по современной уже технологии, установили и укрепили шпили. Многие были недовольны результатами и назвали получившееся здание новоделом, более взвешенные умы окрестили западную часть собора неоготикой.
На этом история не закончилась. Работы по реставрации пришлось проводить и в XX веке, вплоть до 1 сентября 1939 года. Особенное внимание уделялось той части собора, которая была возведена в XIII веке архитектором Риле. А потом была война и бомбёжка города Кёльна союзниками. Собору повезло — он разрушен не был. Но совсем не потому, что союзные лётчики питали к средневековой готике пламенную страсть, а всего-то потому, что 157-метровая громада собора служила для них отличным ориентиром! Собор был спасён, но из военной передряги он вышел в сильно поврежденном виде. С 1948 года начался новый этап реставрации. Основной ремонт занял около 10 лет, но для сохранения этого сооружения проводилась ежегодная систематическая работа историков, археологов и реставраторов. Состояние собора удалось улучшить. И в 1996 год он был включён ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия всемирного значения.
От частного дома до готического гиганта
Примерно в IV веке, когда христианство набирало силу и стало уже государственной религией, на фундаменте частного дома была возведена — судя по апсидам — первая христианская церковь. Она имела скромные размеры — всего-то 40 метров длиной. Прошёл ещё век, и на фундаменте этой церкви выросла новая, с полом, вымощенным плиткой.
С 530 года, как указывают хронисты, в этой церкви стали хоронить франконскую знать. За два столетия постройка приросла в размерах почти вдвое. К тому же к ней впритык был пристроен баптистерий, где проводился обряд крещения. Но как ни заботились об этой церкви, жители богатого Кёльна, уже вполне христианского средневекового города, затеяли грандиозную перестройку: снесли и храм, и баптистерий под корень и возвели новый, большой и красивый собор — собор Хильдебольда, названный так по имени кёльнского епископа, который к моменту освящения собора в 873 году был уже мёртв.
Несколько веков спустя, когда началось новое строительство, собор Хильдебольда стали именовать просто Старым собором. Об этом соборе известно, что оба конца его нефа завершались трансептами (поперечными нефами) и в нём хранилось распятие архиепископа Геро, второе по величине в Европе. Христос был изображён на кресте, сделанном из двух дубовых досок, фигура Иисуса, высотой около двух метров, была позолочена и расписана. В соборе проводились торжественные богослужения, но к середине XII века он стал маловат для нужд растущего города. Тем более что именно в этот собор архиепископ Кёльна Рай-нальд фон Дассель собирался поместить привезённую из итальянского похода христианскую святыню — подлинные мощи трёх волхвов.
Их городу Кёльну подарил император Фридрих Барбаросса, ограбивший миланский монастырь. В 1164 году Дассель привёз мощи в Кёльн. Старый собор — увы! — не соответствовал значению обретённой святыни! Дассель объявил о необходимости построить для мощей, которые уложили в громадный золотой ларец, новый собор — такой же изящный, роскошный и величественный, как этот ларец. И то правда! К мощам ринулось несметное число паломников не только со всей Священной Римской империи, как тогда назывались владения германского императора, но и с сопредельных территорий. Кёльн всё-таки был немного ближе, чем Святая земля! Но строительство нового собора для хранения мощей началось при архиепископе Энгельбер-те. Он, правда, хотел сперва просто немного расширить Старый собор, построенный в романском стиле, но вот ведь незадача: в 1225 году архиепископа убили…
Воздушный корабль
Строительство началось в 1248 году. С задержкой на 22 года. Зато вместо постепенного пристраивания и перестраивания старой конструкции пришлось строить главный собор города Кёльна заново: при попытке сжечь для сноса восточную часть здания рабочие спалили и весь собор! Архитектором нового собора был назначен мастер-каменщик Герхард фон Риле. Именно он изготовил чертежи собора и разработал его концепцию. Собор, который взялся возводить архитектор Риле, должен был стать огромным, но почти воздушным, благодаря множеству ломаных арок, высоких сводов, аркад и летящих к небу зазубренных шпилей. Новый архитектурный стиль, в котором построен этот собор, получил название готического. Впрочем, Риле не был изобретателем, идею он позаимствовал у соседей-французов, которые для того, чтобы сделать соборы более светлыми, высоко подняли арочные своды и заменили тяжёлые массивы стен изящными пилястрами.
За образец архитектор взял собор города Амьена, но сделал его не трёх-, а пятинефным. Первый этап строительства был закончен в 1265 году, когда постройка была частично завершена. Но недаром о Кёльнском соборе и его строителе ходили легенды! Сооружение казалось жителям Кёльна таким необычным и далёким от полного завершения, что они рассказывали, будто Риле заключил договор с самим дьяволом: тот должен был помогать архитектору в его трудах — в обмен сами знаете на что. Договор стороны собирались подписать до первого крика петуха. Стояла ночь. Риле готовился распрощаться со своей бессмертной душой, но тут вмешалась умная и изворотливая жена строителя.
Только тот собирался окунуть перо в собственную кровь, как она прокричала петухом. Дьявол страшно рассердился. Души Риле он не получил, но в отместку изрёк: когда встанет на место последний камень, тогда наступит и конец света. Как бы то ни было, но дьявольское проклятие довлело над этим строительством: стройку так и не могли завершить. Через 70 с лишним лет после закладки первого камня мастер Герхард запечатал восточную часть здания временной стеной. В 1322 году, эта часть собора была освящена. Для Риле эта стройка стала делом всей его жизни. После его смерти новым строителем был назначен Михаил из Савойи, который возводил собор в Праге. Он начал возводить западную часть здания, а в 1395 году его труд продолжал Андреас фон Эвердинген. Он достроил южную башню колокольни до второго этажа и умер. С 1412 года стройкой руководил Николаус ван Бу-эрен, башню достроили до 57 метров высоты и приостановили работы. Кёльнский собор становился самым великим долгостроем Средневековья. Он не был завершён ни в 1510 году, ни в 1530 году, ни в 1559 году. А в 1560 году было объявлено, что на строительство этого чёртова собора не будет выделено более ни единого золотого! Так вот Кёльнский собор в недостроенном виде провёл XVI, XVII и почти весь XVIII век!
Ориентир для лётчиков
Его решили достраивать в конце XVIII века… но началась Великая французская революция, потом — война с Наполеоном, потом — события 1830 года. В 1842 году вроде бы стали собирать деньги на строительство собора. Инициатором выступил сам прусский король Фридрих Вильгельм IV. Многие тогдашние люди с готовностью его поддержали. Основная проблема была не в том, чтобы собрать деньги, а в том, чтобы достраивать сооружение с одновременной реставрацией: за три века постройка начала ветшать. В 1848 году в день, когда торжественно отмечали 600-летие со дня закладки краеугольного камня, снова вмешался дьявол — с недостроенной башни сорвался камень и убил женщину, стоявшую в толпе зевак. Вывод был очевиден: если собор не достроить, он рухнет. Тут же возвели для безопасности деревянные перекрытия над нефом и трансептами. 20 лет потребовалось, чтобы возвести и достроить западный фасад. Ещё 12 — чтобы наконец-то завершить строительство. Официально работы были завершены в 1880 году. Достроили всё, что можно достроить, восстановили внутренний интерьер, крышу перекрыли по современной уже технологии, установили и укрепили шпили. Многие были недовольны результатами и назвали получившееся здание новоделом, более взвешенные умы окрестили западную часть собора неоготикой.
На этом история не закончилась. Работы по реставрации пришлось проводить и в XX веке, вплоть до 1 сентября 1939 года. Особенное внимание уделялось той части собора, которая была возведена в XIII веке архитектором Риле. А потом была война и бомбёжка города Кёльна союзниками. Собору повезло — он разрушен не был. Но совсем не потому, что союзные лётчики питали к средневековой готике пламенную страсть, а всего-то потому, что 157-метровая громада собора служила для них отличным ориентиром! Собор был спасён, но из военной передряги он вышел в сильно поврежденном виде. С 1948 года начался новый этап реставрации. Основной ремонт занял около 10 лет, но для сохранения этого сооружения проводилась ежегодная систематическая работа историков, археологов и реставраторов. Состояние собора удалось улучшить. И в 1996 год он был включён ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия всемирного значения.