Вход / Регистрация
21.11.2024, 22:11
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Дети подвержены влиянию со стороны роботов больше, чем взрослые
Дети подвержены влиянию со стороны роботов больше, чем взрослые
Современные дети очень легко подвергаются влиянию со стороны. Родители, воспитывая своего ребенка, надеются, что он будет противостоять этому влиянию, но как правило это оказывается не так просто. Психологи объясняют: если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Проблема усугубляется тем, что чем дальше мы движемся по волнам технологического прогресса, тем больше появляется источников влияния на детей. Например, согласно выводам последнего исследования, дети легко поддаются влиянию со стороны роботов. Об этом сообщает статья журнала Science Robotics.
Выводы исследования ученых Билефельдского университета (Германия) говорят о том, что дети легко поддаются влиянию со стороны социальных роботов – машин, предназначенных для общения с людьми. Эти роботы все активнее входят в нашу повседневную жизнь: их используют в качестве гидов в музеях, в качестве ассистентов в больницах, детских садах и школах и многих других сферах. При этом ученым на данный момент неизвестно, какое влияние роботы способны оказывать на человека.
Чтобы попытаться в этом разобраться, ученые решили провести эксперимент Аша, направленный на демонстрацию власти конформизма в группах. В классическом варианте в этом эксперименте принимают участие только люди. Для его участников эксперимент представляется как «проверка зрения», но в действительности целью исследования является проверка реакции одного человека на ошибочное поведение большинства.
Как правило, в этом эксперименте все участники, кроме одного (того, кого проверяют), являются «актерами», но испытуемый об этом не знает. В ходе эксперимента человеку демонстрируют две карточки: на одной изображена одна вертикальная линия, на другой— три. При этом только одна из линий имеет такую же длину, как и линия на первой карточке. Задача испытуемого — сказать, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке. Уловка в том, что каждый раз этот человек отвечает последним в группе, после «актеров». «Актеры» в свою очередь отвечают первыми. При этом первые два раза они дают правильный ответ, а последний, третий раз – неправильный. Эксперименты с людьми показали, что такая ситуация сильно влияет на реальных участников — до 75 процентов испытуемых допускают те же ошибки, что и «актеры», полагаясь на заведомо ошибочное представление большинства.
Группа исследователей под руководством Анны-Лизы Волльмер решила повторить этот эксперимент, но для участия привлекла не только людей, но и социальных роботов. Эксперимент разделили на две части. Для участия в одной пригласили 60 взрослых добровольцев (средний возраст 31 год). Для второй части эксперимента пригласили 43 ребенка (от 7 до 9 лет). В ходе первой части эксперимента людей разделили на три группы: первая группа отвечала на вопрос с тремя поставными актерами-людьми, другая — с тремя человекоподобными роботами. Третья группа была контрольной. Детей поделили на две группы. Одна была контрольной, другая – отвечала на вопрос вместе с роботами.
Результаты эксперимента показали, что взрослые не подверглись значительному влиянию со стороны роботов. А вот дети в свою очередь оказались более уязвимы к влиянию машин: в 74 процентах случаев их ответы оказывались такими же неверными, как и ответы роботов.
Поскольку выборка для эксперимента оказалась не очень большой, ученые не могут дать однозначного ответа на то, какие факторы сыграли важную роль в конформизме детей. Например, непонятно, что дети думали о роботах и как их воспринимали. Взрослые в свою очередь могли воспринимать роботов иначе, а дети просто не хотели противоречить машинам.
Выводы исследования ученых Билефельдского университета (Германия) говорят о том, что дети легко поддаются влиянию со стороны социальных роботов – машин, предназначенных для общения с людьми. Эти роботы все активнее входят в нашу повседневную жизнь: их используют в качестве гидов в музеях, в качестве ассистентов в больницах, детских садах и школах и многих других сферах. При этом ученым на данный момент неизвестно, какое влияние роботы способны оказывать на человека.
Чтобы попытаться в этом разобраться, ученые решили провести эксперимент Аша, направленный на демонстрацию власти конформизма в группах. В классическом варианте в этом эксперименте принимают участие только люди. Для его участников эксперимент представляется как «проверка зрения», но в действительности целью исследования является проверка реакции одного человека на ошибочное поведение большинства.
Как правило, в этом эксперименте все участники, кроме одного (того, кого проверяют), являются «актерами», но испытуемый об этом не знает. В ходе эксперимента человеку демонстрируют две карточки: на одной изображена одна вертикальная линия, на другой— три. При этом только одна из линий имеет такую же длину, как и линия на первой карточке. Задача испытуемого — сказать, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке. Уловка в том, что каждый раз этот человек отвечает последним в группе, после «актеров». «Актеры» в свою очередь отвечают первыми. При этом первые два раза они дают правильный ответ, а последний, третий раз – неправильный. Эксперименты с людьми показали, что такая ситуация сильно влияет на реальных участников — до 75 процентов испытуемых допускают те же ошибки, что и «актеры», полагаясь на заведомо ошибочное представление большинства.
Группа исследователей под руководством Анны-Лизы Волльмер решила повторить этот эксперимент, но для участия привлекла не только людей, но и социальных роботов. Эксперимент разделили на две части. Для участия в одной пригласили 60 взрослых добровольцев (средний возраст 31 год). Для второй части эксперимента пригласили 43 ребенка (от 7 до 9 лет). В ходе первой части эксперимента людей разделили на три группы: первая группа отвечала на вопрос с тремя поставными актерами-людьми, другая — с тремя человекоподобными роботами. Третья группа была контрольной. Детей поделили на две группы. Одна была контрольной, другая – отвечала на вопрос вместе с роботами.
Результаты эксперимента показали, что взрослые не подверглись значительному влиянию со стороны роботов. А вот дети в свою очередь оказались более уязвимы к влиянию машин: в 74 процентах случаев их ответы оказывались такими же неверными, как и ответы роботов.
Поскольку выборка для эксперимента оказалась не очень большой, ученые не могут дать однозначного ответа на то, какие факторы сыграли важную роль в конформизме детей. Например, непонятно, что дети думали о роботах и как их воспринимали. Взрослые в свою очередь могли воспринимать роботов иначе, а дети просто не хотели противоречить машинам.