/ Новости сайта / Наука и Технологии / МикроРНК повлияла на социальное поведение животных
16.12.2018

МикроРНК повлияла на социальное поведение животных

Оценка: 5.0    781 0 Наука и Технологии
Ученые определили комплекс миркоРНК, который, ингибируя мРНК, изменяет социальное поведение индивида.

Международная группа исследователей из Марбургского университета (Германия) и Швейцарской высшей технической школы Цюриха в экспериментах на мышах показала, как комплекс из 38 микроРНК влияет на поведение животных. Работа опубликована в журнале EMBO Reports.

МикроРНК открыли в 1993 году, но уже сейчас понятно, что они представляют собой жизненно важный компонент регуляции экспрессии генов. Это некодирующие молекулы РНК, чья средняя длина — 22 нуклеотида. Их обнаружили у растений, животных и некоторых видов вирусов. Они ингибируют трансляцию матричной РНК (мРНК) путем комплементарного спаривания, и именно этот процесс больше всего заинтересовал ученых.

Исследователи изучали кластер из 38 микроРНК, который именуют miR379-410. Он участвует в процессе формирования нейронных связей. Биологи хотели выяснить специфичность его функций и провели опыты на мышах.

Грызунов разделили на две группы. Вторая стала контрольной, а в первой авторы «отключили» miR379-410. Мыши, лишенные работы кластера, проявили больше социальных взаимодействий, чем их однопометники. Это стало первым доказательством того, что комплекс miR379-410 влияет на общественное поведение животных.

Схематичное изображение разницы в работе miR379-410 / ©EMBO Reports

Последующее детальное исследование тех и других мышей показало, что у представителей первой группы в гиппокампе образуется больше связей между нейронами, чем у контрольных особей. Более того, специалисты выделили пять мирокРНК из этого кластера, которые могут отвечать за активацию белков, участвующих в механизме синаптической пластичности — в частности, в снижении высокой скорости работы нейронов.

Хотя эксперимент проводился на мышах, авторы предполагают, что miR379-410 способен оказывать похожее действие и на человека. Дальнейшие изыскания должны определить справедливость этой гипотезы.

Ранее группа ученых из Центра медицинских исследований Scripps Research впервые продемонстрировала физиологический механизм, с помощью которого формируется память. Исследователи, проводя эксперименты на плодовых мушках (drosophila), рассматривали изменения синаптической пластичности, которые происходят при запоминании и забывании, обнаружив, что этим процессом управляет один дофаминовый нейрон.