Вход / Регистрация
21.11.2024, 15:02
Самолёты провоцируют выпадение осадков
Несколько лет назад финские ученые наткнулись на необычный феномен — вдоль воздушных трасс образуются узкие области интенсивных осадков. Они также обратили внимание, что это явление обычно возникало недалеко от местного аэропорта Хельсинки – Вантаа. Было принято решение исследовать явление.
Сотрудники Хельсинкского университета проанализировали и сопоставили метеорологические параметры и радарные данные за 11 лет наблюдений и нашли 17 случаев необычно сильных осадков, сообщает «Индикатор» со ссылкой на научную статью в журнале "Journal of Geophysical Research: Atmospheres". Выяснилось, что самолёты, пролетающие над дождевыми облаками, провоцируют увеличение объёма выпадающих осадков более чем в 10 раз (!). Эффект может простираться на сотни километров, но в поперечнике он не превышает 100 м, то есть это очень узкая и длинная полоса, эдакая «полоса сильного дождя». Согласно выводам авторов, эффект неким образом связан с формой крыльев современных летательных аппаратов, которая изменяет атмосферное давление и дополнительно стимулирует конденсацию водяного пара в атмосфере. То есть, интенсивные осадки следуют за траекторией самолета над облаками.
Для объяснения феномена учёные обратились к другому известному явлению — дырявым облакам. Такие структуры формируются после образования области низкого давления, созданной пролетающим самолётом. В результате воздух расширяется и значительно охлаждается. Однако для этого вода в исходном облаке должна быть переохлажденной, то есть ниже температуры замерзания, которая для сверхчистой воды в отсутствие центров кристаллизации может опускаться до -40°.
Резко упавшая температура вызывает рост кристаллов льда, который распространяется на обширную область. Затем они опускаются на более низкие облака, из которых уже идёт дождь или снег, и вызывают увеличение осадков. Подобный механизм усиления уже предлагался учёными, но в новой работе представлены детальные данные, подтверждающие его. Авторам удалось зафиксировать осадки, интенсивность которых в 6-14 раз превышает среднюю за пределами узкой полосы сильного дождя.
По словам авторов работы, интересный аспект этого эффекта заключается в том, что он вызван самим летательным аппаратом, а не производимым им загрязнением. Даже если бы существовали абсолютно экологически чистые самолёты, которые не используют сгораемого топлива, феномен всё равно бы наблюдался.
Сотрудники Хельсинкского университета проанализировали и сопоставили метеорологические параметры и радарные данные за 11 лет наблюдений и нашли 17 случаев необычно сильных осадков, сообщает «Индикатор» со ссылкой на научную статью в журнале "Journal of Geophysical Research: Atmospheres". Выяснилось, что самолёты, пролетающие над дождевыми облаками, провоцируют увеличение объёма выпадающих осадков более чем в 10 раз (!). Эффект может простираться на сотни километров, но в поперечнике он не превышает 100 м, то есть это очень узкая и длинная полоса, эдакая «полоса сильного дождя». Согласно выводам авторов, эффект неким образом связан с формой крыльев современных летательных аппаратов, которая изменяет атмосферное давление и дополнительно стимулирует конденсацию водяного пара в атмосфере. То есть, интенсивные осадки следуют за траекторией самолета над облаками.
Для объяснения феномена учёные обратились к другому известному явлению — дырявым облакам. Такие структуры формируются после образования области низкого давления, созданной пролетающим самолётом. В результате воздух расширяется и значительно охлаждается. Однако для этого вода в исходном облаке должна быть переохлажденной, то есть ниже температуры замерзания, которая для сверхчистой воды в отсутствие центров кристаллизации может опускаться до -40°.
Резко упавшая температура вызывает рост кристаллов льда, который распространяется на обширную область. Затем они опускаются на более низкие облака, из которых уже идёт дождь или снег, и вызывают увеличение осадков. Подобный механизм усиления уже предлагался учёными, но в новой работе представлены детальные данные, подтверждающие его. Авторам удалось зафиксировать осадки, интенсивность которых в 6-14 раз превышает среднюю за пределами узкой полосы сильного дождя.
По словам авторов работы, интересный аспект этого эффекта заключается в том, что он вызван самим летательным аппаратом, а не производимым им загрязнением. Даже если бы существовали абсолютно экологически чистые самолёты, которые не используют сгораемого топлива, феномен всё равно бы наблюдался.
 
Источник: http://www.meteovesti.ru