/ Новости сайта / Космос / Самый маленький спутник Нептуна назвали в честь Гиппокампа
24.02.2019

Самый маленький спутник Нептуна назвали в честь Гиппокампа

В свежем выпуске журнала Nature была опубликована статья, посвященная самому маленькому известному на сегодняшний день спутнику Нептуна. Его средний диаметр составляет всего 34 км. Небольшая луна была открыта в 2013 году во время изучения архивных снимков телескопа «Хаббл». Обнаружившая спутник команда астрономов решила дать ему имя Гиппокамп — в честь морской лошади с рыбьим хвостом из древнегреческой мифологии. Название было официально утверждено МАС в феврале этого года.

Несмотря на скромные размеры, Гиппокамп представляет достаточно любопытный объект. Орбита луны проходит на расстоянии всего 12 700 км от орбиты 420-километрового Протея — второго по величине спутника Нептуна. Это очень необычно. Тело подобных размеров должно было давно «расчистить» гравитацией окрестности своей орбиты.

Проанализировав орбитальные характеристики Протея и Гиппокампа, астрономы пришли к заключению, что скорее всего некогда они являлись единым объектом. Во время пролета Нептуна в 1989 году аппарат «Вояджер-2» сфотографировал внушительный кратер на поверхности Протея. Его диаметр составляет 230 – 260 км. Он остался после падения крупного объекта, чуть было не уничтожившего весь Протей. Скорее всего, Гиппокамп образовался в результате этого события.

Нептун обладает очень необычной спутниковой системой, совершенно не похожей на семейства других гигантов Солнечной системы. Среди лун планеты отчетливо доминирует Тритон. На него приходится 99.7% массы от всех спутников Нептуна. При этом, Тритон движется по сильно наклоненной к плоскостям эклиптики и экватора планеты ретроградной орбите и имеет схожий с Плутоном состав поверхности. Считается, что некогда он был объектом пояса Койпера, впоследствии захваченным гравитацией Нептуна.

Это событие привело к разрушению изначально существовавшего спутникового семейства восьмой планеты. Гравитационные возмущения, вызванные захватом Тритона, внесли разлад в их орбиты. В результате спутники погибли в столкновениях друг с другом. Оставшиеся после катаклизма крупные обломки сформировали луны второго поколения, подобные Протею. Последующие удары комет и астероидов привела к формированию более мелких объектов, вроде Гиппокампа, которые можно назвать лунами третьего поколения.