/ Новости сайта / Наука и Технологии / Многие ученые знали о существовании "ГМО-детей", но молчали
28.02.2019

Многие ученые знали о существовании "ГМО-детей", но молчали

Оценка: 0.0    1295 0 Наука и Технологии
Десятки ведущих генетиков мира знали о природе скандальных экспериментов Хэ Цзянькуя, но предпочитали молчать об этом, не веря в то, что он действительно создаст первых генно-модифицированных детей. Об этом пишет молекулярный биолог Натали Кофлер из Йельского университета в колонке в журнале Nature.

"Многие из этих генетиков сейчас сами стали фигурантами расследований, связанных с фигурой их китайского коллеги. Я не думаю, что суровые наказания в адрес Хэ Цзянькуя и этих исследователей достаточно мотивируют других ученых не поступать таким образом. Для этого наука должна научиться соответствовать запросам общества", — пишет Кофлер.

В конце ноября китайский молекулярный биолог Хэ Цзянькуй (He Jiankui) рассказал о том, что ему удалось провести первую "операцию" по редактированию ДНК человеческого зародыша и получить первых "трансгенных" детей, неуязвимых для действия вируса иммунодефицита.

Эти откровения вызывало бурю протестов среди политиков, ученых и философов, а деятельностью самого Цзянькуя, как тогда сообщала китайская пресса, заинтересовались китайские правоохранительные органы и этическая комиссия университета.

Интерес к его исследованиям был подогрет после того, как генетик загадочным образом исчез в первых числах декабря, и начал отвечать на запросы только в начале января, когда появились слухи о том, что ему могут присудить высшую меру наказания — смертную казнь.

После этого вскрылось несколько интересных подробностей, заметно расширивших круг соучастников Цзянькуя. Во-первых, выяснилось, что в этих опытах был замешан известный американский молекулярный биолог Майкл Дим, учитель китайского генетика и, предположительно, один из лидеров проекта.
Во-вторых, в СМИ появились предположения, что статьи с описанием результатов этих опытов были переданы в ведущие научные журналы мира, чьи редакции отказались публиковать итоги этих скандальных экспериментов. Это заставило и публику, и ученых заново задуматься о том, кто мог знать об амбициях Цзянькуя и кто участвовал в их реализации.

К примеру, нобелевский лауреат Крейг Мелло (Craig Mello), один из первооткрывателей механизма "подавления" генов при помощи коротких молекул РНК, знал о рождении детей за полгода до того, как Цзянькуя решился сообщить об этом миру. Он поздравил китайского генетика, но попросил больше не писать ему об этом, при этом не сообщив никому о столь серьезном нарушении научной этики.

Позже появились аналогичные обвинения в адрес сразу нескольких генетиков из Стэнфорда, с которыми был лично знаком Цзянькуй и где он проходил практику во время учебы. Сами ученые отказались от комментариев по этим вопросам, а университет начал расследование их деятельности.

Почему все они молчали? Причиной этого, как считает Кофлер, было то, что Мелло не верил в серьезность заявлений своего китайского друга и предполагал, что "все дискуссии носили теоретический и общий характер". Другие ученые, по ее словам, держали язык за зубами по схожим причинам.

На этом скандалы вокруг "ГМО-детей" не заканчиваются. Научно-медицинский портал STAT News в начале этой неделе заявил о том, что в его распоряжении имеются документы, подтверждающие то, что Цзянькуй проводил эти эксперименты не нелегально, а по поручению правительства Китая и на государственные деньги.

Эти обвинения противоречат недавним заявлениям властей провинции Гуандун и руководящих органов Китая.

Они пришли к выводу, что опальный генетик самовольно и тайно организовал эти исследования, фактически экспроприировав денежные средства и материальные ресурсы университета на их реализацию. Некоторые биоэтики считают, что власти Китая планируют использовать Цзянькуя в качестве "козла отпущения" для того, чтобы снять с себя все подозрения в соучастии.