Вход / Регистрация
22.12.2024, 11:15
Учёные впервые расшифровали пещерные надписи индейцев чероки
Учёные впервые расшифровали записи индейцев чероки. Тексты были написаны углём на стенах пещеры Маниту (Manitou Cave) в штате Алабама. Их обнаружили ещё в 2006 году.
К изучению надписей исследователи из Университета Теннесси в Ноксвилле привлекли представителей трёх федерально признанных племён индейцев чероки, ныне проживающих в Штатах.
"Это первые надписи чероки, когда-либо найденные в пещере, и первые, которые удалось перевести. Они рассказывают нам о том, что люди делали в пещере, и дают прямое доказательство того, что некоторые коренные американские племена считали пещеры священными местами", – отмечает один из ведущих авторов исследования Ян Симек (Jan Simek).
Стоит пояснить, что в начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов американское правительство решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи (территория будущего штата Оклахома). Во время принудительной депортации, получившей название "Дорога слёз", погибло около четырёх тысяч индейцев.
Надписи, найденные в пещере Маниту, повествуют об обряде, который проводился в эти кризисные времена теми индейцами, которые ещё не покинули Алабаму (оттуда, с востока, их и переселяли на запад).
Специалисты отмечают, что надписи составлены по слоговой азбуке чероки. Она насчитывает 85 символов – по одному на каждый слог.
Эта система была разработана примерно в 1820 году вождём чероки по имени Секвойя (также известен как Джордж Гесс). Она использовалась для общения между племенами, во время знаковых праздников и даже в первой в истории США газете, издаваемой индейцами.
Исследователи сосредоточились на двух основных группах надписей. Оказалось, что одна из них хранит сведения о важном ритуальном событии, которое произошло в 1828 году. Одну из фраз перевели следующим образом: "Лидеры команды по стикболу на 30-й день их месяца апреля 1828 года". (По мнению учёных, местоимение "их" относится к американцам европейского происхождения.) Соседняя надпись гласит: "Мы те, у кого кровь идёт из носа и рта".
Стикбол (stickball) – это спортивная игра индейцев, напоминающая лакросс. Судя по всему, первая надпись указывает на дату проведения игры, а вторая – на травмы, полученные её участниками.
Но важно то, что для чероки стикбол был не просто спортивным состязанием.
"Это церемониальное событие, которое часто продолжается в течение нескольких дней. Внимание сосредоточено на конкуренции между двумя общинами, которые олицетворяют дух и силу людей и их предков", – поясняет Симек.
По словам историков, игре предшествовали приготовления, включавшие молитвы и медитации. Также в рамках ритуалов проводилось очищение, известное как "вхождение в воду". Судя по всему, для этого использовался подземный источник, расположенный в пещере Маниту.
Руководил ритуалами, вероятно, сын Секвойи, также носивший английское имя Ричард Гесс. Его имя и инициалы указаны в надписи, часть которой переводится как "Я уважаемый авторитетный человек".
К изучению надписей исследователи из Университета Теннесси в Ноксвилле привлекли представителей трёх федерально признанных племён индейцев чероки, ныне проживающих в Штатах.
"Это первые надписи чероки, когда-либо найденные в пещере, и первые, которые удалось перевести. Они рассказывают нам о том, что люди делали в пещере, и дают прямое доказательство того, что некоторые коренные американские племена считали пещеры священными местами", – отмечает один из ведущих авторов исследования Ян Симек (Jan Simek).
Стоит пояснить, что в начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов американское правительство решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи (территория будущего штата Оклахома). Во время принудительной депортации, получившей название "Дорога слёз", погибло около четырёх тысяч индейцев.
Надписи, найденные в пещере Маниту, повествуют об обряде, который проводился в эти кризисные времена теми индейцами, которые ещё не покинули Алабаму (оттуда, с востока, их и переселяли на запад).
Специалисты отмечают, что надписи составлены по слоговой азбуке чероки. Она насчитывает 85 символов – по одному на каждый слог.
Эта система была разработана примерно в 1820 году вождём чероки по имени Секвойя (также известен как Джордж Гесс). Она использовалась для общения между племенами, во время знаковых праздников и даже в первой в истории США газете, издаваемой индейцами.
Исследователи сосредоточились на двух основных группах надписей. Оказалось, что одна из них хранит сведения о важном ритуальном событии, которое произошло в 1828 году. Одну из фраз перевели следующим образом: "Лидеры команды по стикболу на 30-й день их месяца апреля 1828 года". (По мнению учёных, местоимение "их" относится к американцам европейского происхождения.) Соседняя надпись гласит: "Мы те, у кого кровь идёт из носа и рта".
Стикбол (stickball) – это спортивная игра индейцев, напоминающая лакросс. Судя по всему, первая надпись указывает на дату проведения игры, а вторая – на травмы, полученные её участниками.
Но важно то, что для чероки стикбол был не просто спортивным состязанием.
"Это церемониальное событие, которое часто продолжается в течение нескольких дней. Внимание сосредоточено на конкуренции между двумя общинами, которые олицетворяют дух и силу людей и их предков", – поясняет Симек.
По словам историков, игре предшествовали приготовления, включавшие молитвы и медитации. Также в рамках ритуалов проводилось очищение, известное как "вхождение в воду". Судя по всему, для этого использовался подземный источник, расположенный в пещере Маниту.
Руководил ритуалами, вероятно, сын Секвойи, также носивший английское имя Ричард Гесс. Его имя и инициалы указаны в надписи, часть которой переводится как "Я уважаемый авторитетный человек".
Эта надпись была найдена примерно в полутора километрах от входа в пещеру Маниту.
Фото A.Cressler/Simek et al., Antiquity 10.15184 (2019).
Другая серия надписей расположена на потолке ближе ко входу в пещеру.
"Надписи на потолке написаны задом наперёд, как будто обращены к читателям внутри самой скалы. Эта идея перекликается с частью одной из надписей, которая гласит: "Я твой внук". Именно так чероки могли бы обратиться к старейшинам, в число которых могут входить их умершие предки, а также другие сверхъестественные существа, населявшие мир до появления чероки", – сообщает Ян Симек.
Предполагается, что пещеру (или конкретную её часть) чероки считали порталом в мир духов, и потому писали послания таким образом, чтобы тем удобно было прочесть его.
Поскольку чероки по-прежнему считают эти надписи священными, авторы работы решили не предоставлять полные переводы из уважения к племенам, уточняет Симек.
Однако в целом тексты, проанализированные его группой, указывают на то, что пещеры, подобные Маниту, рассматривались чероки как священные места, где надписи на стенах делались в рамках церемониальных действий.
Команда уже отыскала несколько пещер с подобными надписями. Очевидно, в неспокойные времена индейцы искали места, в которых могли бы практиковать свои традиционные обряды и, возможно, просить помощи у предков и духов, полагают специалисты.
Они надеются, что данные, собранные в других пещерах, помогут им больше узнать о культуре коренных американских народов и их жизни.
О проделанной работе учёные отчитались в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
"Надписи на потолке написаны задом наперёд, как будто обращены к читателям внутри самой скалы. Эта идея перекликается с частью одной из надписей, которая гласит: "Я твой внук". Именно так чероки могли бы обратиться к старейшинам, в число которых могут входить их умершие предки, а также другие сверхъестественные существа, населявшие мир до появления чероки", – сообщает Ян Симек.
Предполагается, что пещеру (или конкретную её часть) чероки считали порталом в мир духов, и потому писали послания таким образом, чтобы тем удобно было прочесть его.
Поскольку чероки по-прежнему считают эти надписи священными, авторы работы решили не предоставлять полные переводы из уважения к племенам, уточняет Симек.
Однако в целом тексты, проанализированные его группой, указывают на то, что пещеры, подобные Маниту, рассматривались чероки как священные места, где надписи на стенах делались в рамках церемониальных действий.
Команда уже отыскала несколько пещер с подобными надписями. Очевидно, в неспокойные времена индейцы искали места, в которых могли бы практиковать свои традиционные обряды и, возможно, просить помощи у предков и духов, полагают специалисты.
Они надеются, что данные, собранные в других пещерах, помогут им больше узнать о культуре коренных американских народов и их жизни.
О проделанной работе учёные отчитались в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
 
Источник: https://nauka.vesti.ru