/ Новости сайта / Тайны истории / Могла ли развитая индустриальная цивилизация предшествовать людям на Земле?
13.07.2023

Могла ли развитая индустриальная цивилизация предшествовать людям на Земле?

Один из футуристических фильмов, который затрагивает эту тему, - "Планета обезьян" (1968). В нем команда астронавтов-людей попадает на планету, где царствует цивилизация нечеловеческих приматов. Они обнаруживают наполовину зарытую Статую Свободы и понимают, что это не инопланетный мир, а будущая Земля, где обезьяны превзошли людей.

Однако, интерес к этой теме не ограничивается только фантастическими фильмами. В 2018 году климатолог Гэвин Шмидт и астрофизик Адам Франк опубликовали статью в Международном журнале астробиологии под названием "Силурийская гипотеза: возможно ли обнаружить промышленную цивилизацию в геологической летописи?". Они предлагают мысленный эксперимент, который заставляет задуматься о возможности существования древней цивилизации, предшествующей Homo sapiens.

Шмидт и Франк признают, что палеонтологи не нашли окаменелых свидетельств о древних цивилизациях, но это не означает, что их не было. Если цивилизация существовала миллионы лет назад, то ее артефакты могли быть уничтожены геологическими процессами, такими как субдукция тектонических плит и оледенение. Эти процессы могут легко стереть следы древней урбанизации.

Сценарий фильма "Планета обезьян" предполагает, что археологи будущего найдут остатки мегаполиса, наполненного небоскребами. Однако, в реальности это маловероятно, если прошло достаточно времени. Вид, такой же недолговечный, как Homo sapiens, может и не оставить следов в окаменелостях. Сегодня урбанизированная территория составляет менее 1% поверхности Земли, и шанс повторного воздействия на нее через миллионы лет крайне мал. Большая часть поверхности планеты будет реструктурирована и изменена геологическими процессами.

Интересно отметить, что если люди не продолжат жить на Земле миллионы лет, то наше пребывание на этой планете может оказаться слишком коротким, чтобы оставить какие-либо следы. Как сказал астрофизик Адам Франк, "Большая часть поверхности полностью реструктурируется через несколько миллионов лет и просто не будет старой поверхности в которой могли бы остаться следы нашей цивилизации".

Таким образом, вопрос о том, могла ли индустриальная цивилизация предшествовать людям на Земле, остается открытым. Несмотря на отсутствие окаменелых свидетельств, мы не можем исключить возможность существования древней цивилизации, следы которой были уничтожены геологическими процессами. История Земли и ее потенциальные загадки продолжают волновать умы ученых и футуристов.