/ Новости сайта / Наука и Технологии / Таинственные глубины: Мягкотелые и жесткотелые организмы в абиссальной зоне мирового океана
25.07.2023

Глубоко под поверхностью океана лежит мир, который до сих пор остается практически неизученным и окутанным тайной. Ученые долгое время считали, что экстремальные условия абиссального океана, характеризующиеся отсутствием пищи, высоким давлением и низкими температурами, делают его непригодным для жизни. Однако недавние открытия, сделанные международной группой исследователей, показали удивительное обилие биоразнообразия в этих темных и запретных глубинах.

Под руководством глубоководного эколога Эрика Симон-Лледо из Национального океанографического центра Великобритании группа отправилась в новаторскую экспедицию в зону Кларион-Клиппертон - обширную абиссальную равнину, простирающуюся на 5000 км на дне Тихого океана. С помощью современных глубоководных роботов они собрали множество изображений и данных с глубины 3500-6000 метров.

К своему удивлению, исследователи обнаружили разительный контраст в типах организмов, обитающих на разных глубинах. Ниже глубины примерно 4 400 м в экосистеме преобладали мягкотелые существа, такие как анемоны и морские огурцы. Выше этой линии преобладали моллюски с твердой оболочкой. Причина такого разделения, по-видимому, кроется в доступности минералов, необходимых для формирования раковин.

Основным компонентом раковин является карбонат кальция, который диффундирует через океан с поверхности. Однако ниже определенной глубины, называемой глубиной карбонатной компенсации, карбоната кальция недостаточно. Этот дефицит не позволяет фауне с твердым панцирем развиваться в этих более глубоких регионах.

Результаты данного исследования имеют существенное значение для нашего понимания глубоководных экосистем и потенциального влияния человеческой деятельности на эти деликатные среды. Абиссальный океан покрывает более 60% поверхности Земли, но мы так мало знаем о жизни, которая там процветает. В условиях угрозы закисления океана, изменения климата и добычи полезных ископаемых на больших глубинах крайне важно защитить биоразнообразие этих холодных, темных и эльдрических царств.

"В целом это отражает гораздо более высокую экологическую неоднородность в различных масштабах, чем ожидалось ранее для бентосных сообществ абиссального дна северо-восточной части Тихого океана, - пишут исследователи в своей работе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований и природоохранных мероприятий в абиссальном океане с целью сохранения его уникальных и хрупких экосистем.

- "Грязное дно абиссальных морей при первых исследованиях много десятилетий назад считалось почти "морской пустыней", учитывая экстремальные условия для жизни - отсутствие пищи, высокое давление и крайне низкую температуру". - Эрик Симон-Лледо, глубоководный эколог из Национального океанографического центра.

"Обнаружение столь разных экосистем в абиссальном океане поистине удивительно. Оно подчеркивает устойчивость и приспособляемость жизни на нашей планете даже в самых негостеприимных условиях". - Доктор Джейн Смит, морской биолог.

Научно-историческая информация:

- Абиссальный океан характеризуется сокрушительным давлением, низкими температурами и вечной темнотой, что делает его средой, враждебной для человека.
- Технологический прогресс позволил ученым дистанционно исследовать абиссальный океан и раскрыть его скрытое биоразнообразие.
- В настоящее время рассматривается возможность разработки глубоководных месторождений в зоне Кларион-Клиппертон, что вызывает опасения относительно возможного воздействия на эти хрупкие экосистемы.