/ Новости сайта / Наука и Технологии / Загадка Homo Naledi: погребальные обычаи и древние костры в пещере Восходящая звезда
25.07.2023

В самом сердце южноафриканской "Колыбели человечества" находится пещерная система "Восходящая звезда" - лабиринт тоннелей, который уже много лет завораживает ученых. Этот объект, известный обилием ископаемых останков гоминид, недавно попал в заголовки газет благодаря открытию погребальной камеры, не похожей ни на одну другую. В 2013 г. исследователи обнаружили эту камеру в районе под названием "Спина дракона", что свидетельствует о погребальной практике, существовавшей еще до появления ранних людей. Последствия этой находки вызвали бурные дискуссии среди ученых и специалистов.

Открытие погребальной камеры привело к тому, что в 2015 году было объявлено о выделении нового вида - Homo naledi. Под руководством профессора Ли Бергера из Университета Витватерсранда группа исследователей обнаружила в пещере Восходящей звезды 15 поразительных особей. Homo naledi обладал уникальным сочетанием примитивных и современных характеристик: руки и ноги, похожие на наши, но мозг, сравнимый с шимпанзе. Такое недоумение вызвало вопросы об эволюции нашего вида и происхождении наших когнитивных способностей.

Одна из наиболее спорных дискуссий вокруг Homo naledi - вопрос о том, свидетельствуют ли их погребальные обычаи о существовании у наших предков концепции загробной жизни. Идея о том, что эти мини-гоминины участвовали в погребальных ритуалах в то время, когда даже наши собственные предки не участвовали в них, является для некоторых сложной концепцией. Скептики утверждают, что "резьба", обнаруженная в пещере, может быть результатом геологических процессов, а не преднамеренной деятельности человека.

Недавно вышедший на Netflix документальный фильм о Homo naledi вновь пробудил интерес к дискуссии о погребальных камерах. Однако пещера "Восходящая звезда" известна не только своими загадочными захоронениями. Расположенный недалеко от города Крюгерсдорп в южноафриканской провинции Гаутенг, этот значительный археологический объект окружен глубокими пещерными системами, в том числе самой глубокой в мире шахтой Мпоненг (Mponeng gold mine).

В отличие от золотого рудника Мпоненг, где для доставки шахтеров под землю используются шахты, похожие на лифты, доступ в пещеру Восходящая звезда гораздо сложнее. Рассказы о том, как протискиваться сквозь узкие щели, головой вперед в темноту, создают ощущение напряженности. Тем не менее, команда "подземных астронавтов" успешно преодолела коварный 200-метровый подъем и обнаружила в пещере останки.

В результате раскопок было обнаружено 1 500 окаменелостей, принадлежащих по меньшей мере 15 особям, которые были сложены вместе, как пазл. Такое беспрецедентное количество находок дало повод утверждать, что внимание к погребальным практикам отодвинуло на второй план истинную ценность этого места. Профессор Крис Стрингер из Музея естественной истории в Лондоне выразил обеспокоенность по поводу преувеличенных спекуляций, заявив, что это может повлиять на будущее финансирование исследований.

Помимо погребальной камеры, исследователи, изучавшие узкие ходы пещеры Восходящей звезды, обнаружили также следы древних пожаров. Обгоревшие кости животных и кучи древесного угля свидетельствуют о том, что в глубине пещерной системы существовали костры. Неизвестно, кто именно разводил костры - Homo naledi или более поздний вид, однако эта находка позволяет понять, как эти гоминины или их потомки ориентировались в темной и сложной среде обитания.

Пещера "Восходящая звезда" продолжает оставаться источником очарования и интриги для ученых и специалистов, изучающих происхождение человека. Открытие Homo naledi и их уникальных погребальных практик открыло новые возможности для исследований и вызвало жаркие споры об эволюции нашего вида. По мере углубления в эту загадку мы можем обнаружить новые сведения о нашем древнем прошлом и сложных формах поведения наших предков.