/ Новости сайта / Космос / Самый большой вулкан в Солнечной системе, возможно, когда-то был островом
27.07.2023

Самый большой вулкан в Солнечной системе, возможно, когда-то был островом

Марс, красная планета, всегда вызывал восхищение ученых и астрономов. Его пустынный и засушливый ландшафт давно стал предметом изучения, исследователи погружаются в его прошлое, чтобы раскрыть хранящиеся там тайны. Последние исследования пролили свет на загадочную историю самого большого вулкана Солнечной системы - Олимпа Монс. Этот колоссальный щитовой вулкан высотой около 25 км является не только геологическим чудом, но и ключом к пониманию водного прошлого Марса.

Группа геологов под руководством Энтони Хильденбранда из Университета Париж-Сакле (Франция) провела комплексный анализ, который выявил поразительное сходство между Олимп-Монс и активными вулканическими островами на Земле. Эти результаты пополнили растущее число доказательств того, что Марс когда-то был богатой водой планетой.

Исследователи предполагают, что миллиарды лет назад, когда Марс только зарождался, Олимп Монс напоминал вулканические острова, такие как Стромболи или Савайи, но в гораздо большем масштабе. Предполагается, что верхний край колоссального вулкана, образующий концентрический основной уступ высотой около 6 км, был сформирован лавой, стекавшей в жидкую воду в конце ноахейской - начале гесперийской эры.

Чтобы лучше понять происхождение Olympus Mons, специалисты изучили три активных вулканических острова на Земле - остров Пико в Португалии, остров Фого в Канаде и остров Гавайи в США. Они обнаружили, что вдоль береговой линии этих островов имеются резкие уступы, подобные тем, которые окружают Олимп-Монс. На Земле такие уступы образуются из-за резких контрастов вязкости лавы при переходе ее из воздушной среды в водную.

Это интригующее открытие заставляет исследователей предположить, что когда-то Олимп-Монс был вулканическим островом, окруженным огромными водоемами с жидкой водой. Эта теория не только дает представление о геологической истории Марса, но и поднимает вопросы о круговороте воды на планете. Высота уступа может служить индикатором уровня моря давно исчезнувшего океана, а возраст лавовых потоков, оцениваемый примерно в 3,7-3 млрд. лет, позволяет определить время существования океана.

Последствия этого исследования выходят за рамки простого геологического любопытства. Понимание водного прошлого Марса имеет решающее значение для раскрытия загадок, связанных с возможностью существования жизни на планете. Наличие жидкой воды открывает возможности для обитаемости и существования древних микробных форм жизни.

Хотя сегодня Марс может казаться сухим и пыльным, продолжают появляться свидетельства, рисующие иную картину его прошлого. В кратере Гейла, где работает марсоход НАСА Curiosity, миллиарды лет назад находилось огромное озеро. В кратере Джезеро, который в настоящее время исследуется марсоходом Perseverance, обнаружены следы высохшей древней дельты. Эти открытия в сочетании с новым пониманием Olympus Mons указывают на то, что когда-то планета изобиловала водой и потенциальной жизнью.

По мере того как мы продолжаем исследовать Марс и раскрывать его секреты, становится все более очевидным, что наша соседняя планета имеет сложную и увлекательную историю. От вулканов до древних озер и рек - Марс является ключом к разгадке тайн прошлого нашей планеты и возможности существования внеземной жизни.