/ Новости сайта / Археология / Наконечник стрелы бронзового века из метеорита, найден в Швейцарии
29.07.2023

Наконечник стрелы бронзового века из метеорита, найден в Швейцарии

Оценка: 0.0    481 0 Археология

Ученые обнаружили в Швейцарии удивительную археологическую находку - наконечник стрелы бронзового века, изготовленный из внеземного металла. Находка проливает свет на использование и торговлю железными метеоритами в Центральной Европе в эпоху бронзы.

Наконечник стрелы весом 2,9 грамма и длиной 39,3 мм был найден в археологических коллекциях в районе озера Биль. Он был отнесен к жилищу бронзового века под названием Мёриген, существовавшему в 900-800 гг. до н.э.

Метеоритный характер железа был подтвержден наличием изотопов алюминия-26, которые встречаются только в объектах, находящихся за пределами земной атмосферы. Кроме того, в наконечнике стрелы был обнаружен особый сплав железа и никеля, встречающийся только в метеоритах.

На предмете также были обнаружены остатки древнего клея, вероятно, березового дегтя, что позволяет предположить, что когда-то он был прикреплен к древку. Однако остается неясным, использовался ли наконечник стрелы для охоты или боя.

Первоначально исследователи предполагали, что источником железа, из которого изготовлен наконечник стрелы, был близлежащий метеорит Тваннберг. Однако дальнейший анализ показал, что концентрация никеля и германия не соответствует таковой в метеорите Тваннберг.

При ближайшем рассмотрении было установлено, что наконечник стрелы был выкован из метеорита ОВД - разновидности космического камня. Минеральный состав свидетельствует о том, что масса небесного объекта до взлета составляла не менее двух тонн.

Среди крупных метеоритов IAB из Европы три имеют химический состав, соответствующий наконечнику стрелы из Мёригена: Богумилиц (Чехия), Ретуэрте де Буллак (Испания) и Каалиярв (Эстония). Из них только Каалиярв испытал воздействие в бронзовом веке, что делает его наиболее вероятным кандидатом на роль источника наконечника стрелы.

По оценкам, метеорит Каалиярв упал между 1870 и 1440 гг. до н.э., и в течение всего этого исторического периода он был известен местному населению. Возможно, фрагменты камня были распространены среди других сообществ. Исследователи считают, что их находка свидетельствует об использовании железных метеоритов и торговле ими в Центральной Европе к 800 г. до н.э. или даже раньше.

Эта находка позволяет заглянуть в древний мир, где люди использовали силу внеземных материалов для создания оружия. Она свидетельствует о высоком уровне знаний и навыков обществ бронзового века и их способности использовать ресурсы, полученные из-за пределов Земли.