/ Новости сайта / Медицина и здоровье / Если вы чувствуете большую чувствительность к боли, чем другие, вините в этом свои неандертальские гены
11.10.2023

Новое исследование, проведенное группой ученых из Университетского колледжа Лондона (UCL), пролило свет на интересную связь между ДНК неандертальцев и болевой чувствительностью у современных людей. Исследование было посвящено гену SCN9A, который играет важную роль в сенсорных нейронах и, как было установлено, влияет на ощущение боли. Изучив генетический состав 1 963 участников из Колумбии, ученые обнаружили три варианта гена SCN9A неандертальского происхождения, которые делают носителей гена более чувствительными к боли после воздействия горчичного масла.

На протяжении всей истории человечества в геномах неандертальцев были обнаружены три варианта гена SCN9A, известные как M932L, V991L и D1908G. Предыдущие исследования показали, что люди, обладающие всеми тремя этими вариантами, имеют повышенную болевую чувствительность. Однако специфические сенсорные реакции, на которые влияют эти варианты генов, до настоящего времени оставались практически неизвестными.

В исследовании приняли участие сотрудники Калифорнийского университета, Университета Экс-Марсель, Университета Тулузы, Открытого университета, Фуданьского университета и Оксфордского университета при спонсорской поддержке компании Wellcome. Основной метод, использованный исследователями, заключался в оценке болевого порога колумбийских участников с помощью различных стимулов.

Ген SCN9A кодирует натриевый канал, который высоко экспрессируется в сенсорных нейронах и отвечает за интерпретацию сигналов от поврежденных тканей. Исследование показало, что примерно 20% хромосом в колумбийской когорте несут вариант D1908G. Интересно, что около 30% хромосом с вариантом D1908G также обладают двумя другими вариантами (M932L и V991L).

Проведенное исследование позволило сделать несколько ключевых выводов:

1. Трио неандертальских вариантов в гене SCN9A связано со снижением болевого порога при укалывании кожи горчичным маслом.
2. Это снижение болевого порога не распространялось на тепловые или давящие раздражители.
3. Индивиды, обладающие всеми тремя вариантами, имели повышенную чувствительность к боли по сравнению с теми, кто имел только один вариант.
4. Анализ генетических данных 5971 человека из Южной Америки показал более высокую распространенность этих неандертальских вариантов в популяциях, имеющих значительную родословную от коренных американцев.

Авторы исследования предполагают, что эти варианты генов, полученные от неандертальцев, могут усиливать чувствительность сенсорных нейронов за счет изменения порога генерации нервных импульсов. Они также предполагают, что более высокая распространенность этих вариантов в популяциях с коренным американским происхождением может быть обусловлена случайными событиями и генетическими "узкими местами" в период первоначального заселения Америки.

Эволюционное преимущество повышенной чувствительности к боли

Хотя эволюционные преимущества или недостатки этих вариантов неандертальцев остаются неясными, стоит задуматься о роли боли в управлении поведением. Кратковременная интенсивная боль может служить предупреждающим сигналом, помогающим человеку избежать дальнейших травм. Однако является ли повышенная болевая чувствительность каким-либо конкретным эволюционным преимуществом, остается загадкой.