/ Новости сайта / Космос / Новаторское исследование ставит под сомнение общепринятые теории звездообразования
25.11.2023

Ученые из Университета Лидса обнаружили новаторское открытие, свидетельствующее о том, что звезды Be, которые ранее считались существующими в бинарных системах, на самом деле могут быть частью тройных звездных систем. Это открытие, полученное на основе данных, собранных спутником Gaia, может коренным образом изменить наше представление об этих массивных звездах и повлиять на наши знания о черных дырах, нейтронных звездах и гравитационных волнах.

Be-звезды, являющиеся подмножеством B-звезд, известны астрономам уже около 150 лет. Эти звезды окружены газовым диском, похожим на кольца Сатурна в нашей Солнечной системе. Однако до сих пор образование этих дисков оставалось загадкой. Преобладающая теория предполагала, что за образование дисков отвечает быстрое вращение Be-звезд, возможно, в результате взаимодействия с другой звездой в бинарной системе.

Однако исследование, проведенное аспирантом Джонатаном Доддом и профессором Рене Оудмайером, ставит под сомнение это давнее убеждение. Проанализировав данные со спутника Gaia, ученые обнаружили доказательства того, что звезды Be существуют в тройных системах, где взаимодействуют не два, а три тела. Это открытие открывает новые возможности для понимания формирования и эволюции этих массивных звезд.

Для определения наличия звезд-компаньонов исследователи наблюдали за движением звезд по ночному небу как в течение длительных, так и коротких периодов времени. Они искали признаки легкого колебания или спирального движения, которые указывали бы на присутствие нескольких звезд. К удивлению, было обнаружено, что у Be-звезд число спутников меньше, чем у B-звезд. Однако главный исследователь профессор Оудмайер предполагает, что это несоответствие может быть связано с тем, что эти звезды-компаньоны очень слабы и их трудно обнаружить.

Помимо того, что это открытие ставит под сомнение традиционные теории звездообразования, оно имеет значение для понимания других астрономических явлений. Профессор Оудмайер поясняет: "Понимание формирования и эволюции Be-звезд имеет решающее значение для разработки теорий эволюции звезд в целом". Получив более глубокое представление об этих массивных звездах, ученые могут также получить представление о поведении черных дыр, нейтронных звезд и гравитационных волн.

Это новаторское исследование проливает новый свет на природу звезд Be и их место во Вселенной. Потребуются дальнейшие исследования для подтверждения полученных результатов и изучения их последствий для нашего понимания звездообразования и звездной эволюции.