/ Новости сайта / Наука и Технологии / Новое исследование выявило удивительное сходство между перьями динозавров и птиц
04.01.2024

Мощное рентгеновское излучение, генерируемое в Национальной ускорительной лаборатории SLAC, позволило исследователям получить новые сведения об эволюции перьев.

В недавнем исследовании, проведенном сотрудниками Университетского колледжа Корка (UCC), Стэнфордского источника синхротронного излучения (SSRL) и других институтов, был изучен белковый состав перьев динозавров и обнаружено удивительное сходство с перьями современных птиц.

"Очень интересно обнаружить новые сходства между динозаврами и птицами. Используя рентгеновское и инфракрасное излучение, мы обнаружили, что перья динозавра Sinornithosaurus содержат большое количество бета-белков, как и перья современных птиц". - Тиффани Слейтер, палеонтолог из UCC

Исследование опровергает существовавшие ранее представления о том, что перья динозавров содержали белки, которые делали их менее жесткими, чем перья современных птиц. Исследователи обнаружили, что перья динозавров изначально имели очень похожий белковый состав с перьями современных птиц, что позволяет предположить, что химический состав перьев птиц возник гораздо раньше, чем считалось ранее, возможно, уже 125 млн. лет назад.

Используя рентгеновское и инфракрасное излучение, специалисты проанализировали 125-миллионные перья динозавра Sinornithosaurus и ранней птицы Confuciusornis, а также 50-миллионное перо из США. Окаменелости были помещены перед мощным рентгеновским излучением SSRL, чтобы определить наличие ключевых компонентов бета-белков. Это позволило определить, сохранились ли бета-протеины в перьях в своей "родной" форме или они изменились с течением времени.

"Наши эксперименты позволяют объяснить, что это странное химическое несоответствие является результатом деградации белка в процессе окаменения. Так, хотя некоторые перья динозавров сохранили следы оригинальных бета-белков, другие ископаемые перья содержат альфа-белки, образовавшиеся в процессе окаменения". - Тиффани Слейтер, палеонтолог из Калифорнийского университета.

Результаты показали, что, хотя некоторые ископаемые перья содержат большое количество альфа-белков, которые делают перья менее жесткими, эти белки, скорее всего, не присутствовали изначально, а образовались со временем под воздействием высокой температуры, которую испытывают окаменелости в процессе окаменения. Этот вывод позволяет объяснить несоответствие между белковым составом перьев динозавров и современных птиц.

Тиффани Слейтер, палеонтолог из UCC и ведущий автор исследования, выразила волнение по поводу обнаружения новых сходств между динозаврами и птицами. "Эта находка подтверждает нашу гипотезу о том, что у птиц-динозавров были жесткие перья - как у современных птиц, - сказала она.

Исследование проливает свет на эволюцию и изменение белков в перьях динозавров в течение миллионов лет и в условиях экстремальной жары. Оно ставит под сомнение прежние предположения о жесткости перьев динозавров и позволяет получить ценные сведения о химическом составе перьев во времена динозавров.

Доктор Мария Макнамара, палеонтолог из UCC, подчеркнула значимость результатов исследования: "Это исследование дает ценные сведения о химическом составе перьев во времена динозавров. Оно ставит под сомнение прежние предположения о жесткости перьев динозавров и вносит вклад в наше понимание эволюции перьев".