В Арктике происходят массовые взрывы. Их сила сравнима с испытаниями ядерного оружия. Как их объясняют ученые?
Мощность взрывов на территории арктических регионов сопоставима со взрывами тактических ядерных зарядов
После взрыва в земле образуются огромные кратеры, диаметр которых может доходить до нескольких десятков метров с аналогичной глубины. Сила выброса выносит на поверхность тонны грунта, которые ложатся вокруг воронки в так называемый бруствер.
Ученый-океанолог, доктор географических наук Игорь Семилетов в беседе с «АиФ» сравнивает такие взрывы с резким выходом пробки из бутылки шампанского, а их мощность — с разрывом тактических ядерных зарядов. Если при взрыве воспламеняется выходящий из земной толщи газ, то мощность взрыва вновь увеличивается.
Чаще всего это явление наблюдается на Ямале, поэтому образующиеся после подземных взрывов воронки даже получили название «ямальские кратеры». Однако подобные кратеры находили и в северной части Сибири — на Гыданском полуострове, территория которого поделена между Красноярским краем и Ямало-Ненецким автономным округом.
Газонасыщенный лед над зоной разложения газогидратов, Ямальский кратер
Ученые связывают взрывы в Арктике с глобальным потеплением
Как рассказал Игорь Семилетов, в последние годы Арктика столкнулась с серьезным потеплением, из-за чего в таких регионах, как Ямало-Ненецкий автономный округ, ускорилось таяние вечной мерзлоты. При таянии вещества, смешанные с водой и скованные мерзлотой, высвобождаются, и если вещество было газообразным, то его объем резко увеличивается.
По словам Семилетова, одна единица твердой смеси газа и воды, газогидрата, расширяется до 150-200 единиц объемов газа, из-за чего земля вспучивается, а после газ со взрывом вырывается из толщи земли.
Каждый такой выброс высвобождает в земную атмосферу огромное количество парниковых газов, которые ускоряют таяние вечной мерзлоты и, следовательно, повышают частоту взрывов. Хотя сегодня обнаружено и описано не более двадцати таких кратеров, по всему Ямалу найдены еще семь тысяч мест вспучивания земли — в этих местах могут образоваться новые кратеры.
Вид на российскую сезонную дрейфующую станцию «Северный полюс-2015» с борта ледокола «Капитан Драницын». Станция досрочно эвакуирована в связи с таянием льдины, на которой она размещалась. Арктика, 2015 год
Мощные взрывы происходят не только под землей, но и под водой на арктическом шельфе
Так как вечная мерзлота составляет часть не только земного, но и подводного ландшафта, ее таяние происходит и под водой — там также скапливается высвободившийся газ, который при взрыве образует похожие на вулканы объекты.
Один из таких «вулканов» был обнаружен в конце 2023 года в районе Северного морского пути в 130 километрах от острова Медвежий в Баренцевом море. Кратер образования имеет около 300 метров в диаметре, его глубина — более 20 метров. «Этот объект по масштабам значительно отличается от других подобных», — отмечал заместитель директора по научной работе Единой геофизической службы РАН Руслан Дягилев.
Выход метана под водой
Кадр: UiT the Arctic University of Norway / AKMA 3
Взрывы газа представляют серьезную опасность для Арктики
Кроме огромного количества парниковых газов, которые ускоряют потепление в регионе, взрывы опасны ущербом, который они могут нанести расположенной в Арктике инфраструктуре. Достоверно известно, что некоторые из образовавшихся вспучиваний расположены прямо под трубопроводами и взрыв таких «пузырей» легко разрушит их. Опасны взрывы и для населения Ямала и Сибири — кочевники могут оказаться близ места взрыва при выпасе оленей, и угрозу для них представляют даже уже взорвавшиеся места газовых вспучиваний — в 2017 году один из ямальских кратеров взорвался повторно.
В свою очередь, подводные взрывы опасны для судоходства, в частности для судов, идущих по Северному морскому пути. Однако, в отличие от кратеров на суше, морские опасны не образующейся взрывной волной — угроза исходит от самого газа, попадающего в воду. При смешивании огромных объемов газа с водой плотность последней снижается, и построенные из расчета на обычную плотность воды суда потеряют плавучесть и попросту затонут в местах образования кратеров. Руслан Дягилев подчеркивает, что чем больше товаров будет везти судно, тем опаснее для него будет преодоление подобного участка.
«Инструментов для исследования этого [явления] в нашей Арктике очень мало, так что мы даже не представляем себе масштабы [проблемы]», — подытожил Дягилев.