/ Новости сайта / Космос / У планеты GJ 9827d оказалась богатая водой атмосфера
28.01.2024

У планеты GJ 9827d оказалась богатая водой атмосфера

Международная команда астрономов с помощью данных космического телескопа Хаббла обнаружила водяной пар в атмосфере экзопланеты под названием GJ 9827d.

Как сообщается на сайте Европейского космического агентства, диаметр планеты всего лишь в два раза превышает диаметр Земли. Она была открыта в 2017 году при помощи космического телескопа "Кеплер". Еще тогда ученые предположили, что это может быть потенциально богатый водой мир. Экзопланета совершает оборот вокруг звезды GJ 9827 каждые 6,2 дня, от нашей планеты она находится на расстоянии 97 световых лет, в созвездии Рыб.

"Это первый случай, когда мы можем напрямую показать, что планеты с атмосферой, насыщенной водой, действительно могут существовать вокруг других звезд, - говорит соавтор исследования Бьорн Беннеке из Университета Монреаля. - Это важный шаг на пути к определению распространенности и разнообразия атмосфер на каменистых планетах".

Обнаружить присутствие водяного пара в атмосфере экзопланеты ученым помогли инструменты космического телескопа Хаббла. Для этого была разработана специальная программа наблюдений, которые были нацелены непосредственно на поиск водяного пара.

"До сих пор нам не удавалось напрямую обнаружить атмосферу у такой маленькой планеты", - добавил Беннеке. По его словам, однажды ученые, при изучении еще более маленьких планет, найдут тот предел, за которым состав атмосферы меняется. Предполагается, что на маленьких мирах не будет водорода, а их атмосфера будет больше похожа на атмосферу Венеры, в которой преобладает углекислый газ.

Кстати, изученная экзопланета GJ 9827d такая же горячая, как Венера, ее поверхностная температура составляет около 425 градусов выше нуля по Цельсию. То есть, для человека это негостеприимный мир, хоть в его атмосфере и присутствует водяной пар. К слову, данный факт ученых несколько озадачил. При столь высокой температуре пар должен испаряться, но раз он присутствует в атмосфере в большой концентрации, значит, имеется стабильный источник его поступления.

Исследователи предложили два объяснения. Во-первых, экзопланета может оказаться мини-Нептуном, а у этого класса космических тел обычно наблюдается богатая водородом атмосфера. Во-вторых, изученная планета может оказаться более теплой версией Европы, ледяного спутника Юпитера. Последние исследования показали, что поверхность Европы покрыта льдом, под которым находится примерно в два раза больше воды, чем на Земле.

"Планета GJ 9827d может состоять наполовину из воды, наполовину из камня. И тогда над поверхностью этого небольшого каменистого мира будет много водяного пара", - считает Беннеке. Также ученые предполагают, что эта планета, возможно, формировалась дальше от своей родительской звезды, чем находится сейчас. Следовательно, в той области температура была гораздо ниже, а вода могла присутствовать в виде льда. Затем планета по какой-то причине приблизилась к своей звезде, под воздействием излучения которой вода теперь испаряется с поверхности и поступает в атмосферу.