/ Новости сайта / Космос / Российские ученые описали невидимые астероиды, способные вызвать землетрясение
12.02.2024

Российские ученые описали невидимые астероиды, способные вызвать землетрясение

Частицы легкой темной материи способны формировать подобия астероидов, которые при проходе сквозь Землю вызовут землетрясение. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Институте ядерных исследований РАН (ИЯИ).

Темная материя — это субстанция, способная лишь к гравитационному взаимодействию и невидимая для любых телескопов. Физики-теоретики пытаются предсказать, из каких частиц она состоит и каковы их свойства. Несколько лет назад отечественные ученые провели компьютерное моделирование и выяснили, что частицы легкой темной материи определенного типа потенциально могут образовывать крупные объекты.

«В статье 2018 года мы доказали лишь сам факт, что темная материя должна сливаться в капли. Это было мало кому интересно, поскольку астрономы не могут обнаружить столь малые объекты. Однако в недавних исследованиях мы выяснили, что капли растут, засасывая летающую вокруг темную материю, и их масса может достичь массы астероида. Можно назвать выросшую каплю бозе-астероидом, хотя это мой авторский термин, который нельзя считать научным. Диаметр такого тела получается около 100 км», — рассказал «Газете.Ru» Дмитрий Левков, старший научный сотрудник ИЯИ и один из авторов исследования.

Этот астероид должен быть невидимым и неосязаемым, поскольку темная материя почти не взаимодействует со светом, как и в целом с обычным веществом. В случае, если траектория подобного астероида пересечется с Землей, он пройдет сквозь нее, не оставив кратера.

Однако это не значит, что люди не заметят его присутствие. Масса такого тела из темной материи сравнима с массой крупных обычных астероидов. Следовательно, их гравитации будет достаточно, чтобы при проходе сквозь Землю (или вплотную к ней) вызвать землетрясение, — подобно тому, как лунное тяготение вызывает приливы и отливы.